Найти тему
LionCredit / ЛионКредит

Страхование банковских карт от мошенников — новая инициатива Банка России

Попробуем разобраться, будет ли такая мера рабочей

В последнюю пару лет мошенничество с карточными счетами стало настоящим бичом. Согласно статистике, за прошлый год злоумышленники похитили у россиян порядка 13.5 млрд (!) рублей. Это, как отмечают аналитики, подрывает доверие к банковским картам – даже при тому условии, что в большинстве случаев жертвы мошенников сами переводят им деньги. Дабы поддержать реноме банковского сектора и повысить защищенность пользователей его услуг, Центробанк предлагает изменить условия страхования карточек, сделав их более жесткими. Прежде всего, для банков.

В рамках данной инициативы планируется обязать банки возмещать своим клиентам деньги, потерянные в результате так называемой “социальной инженерии”. Под этим термином подразумевается психологическое манипулирование, когда преступники теми или иными способами убеждают человека отправить деньги им. Именно внушаемость рядовых граждан, по мнению ряда экспертов, является сегодня основной дырой в защите банковских продуктов.

Что касается уязвимости банков, то здесь законом четко определено: если деньги пропали со счета без “содействия” клиента, то есть если он не сообщал мошенникам никаких данных, то банк обязан выплатить украденную сумму. В противном случае вся ответственность ложится на самого клиента. То есть если преступники взломали электронную систему, то это проблема банка. А если человек попал под внушение и своими действиями “помог” украсть свои деньги, то это только его проблема. Например, из украденных в 2021 году 13.5 миллиардов банки вернули своим клиентам только 6.8%

К поиску выхода из сложившейся ситуации Центробанк может добавить риск попадания под действие “социальных инженеров” в программы страховой защиты банковских карт. Это означает, что обязанность по возмещению клиентских убытков ляжет на страховые компании. Причем эта инициатива уже получила поддержку некоторых страховщиков. Но не все здесь однозначно.

Как минимум, необходимо тщательно проработать механизм расследования страховых случаев. Ведь чтобы возместить ущерб, страховщик должен быть уверен, что деньги пропали именно в результате мошенничества в отношении страхователя. А вынесение подобных заключений относится к полномочиям правоохранительных органов. Поэтому процесс возмещения едва ли будет быстрым. В противном случае страховщики будут нести колоссальные убытки.

Кроме того, добавление нового риска неизбежно повысит стоимость страховой защиты – а большинство банковских клиентов и без того воспринимает ее негативно. А поскольку вероятность наступления такого риска относительно невысока, то спрос на эту меру защиты может оказаться слишком низким.

Итого инициатива в текущей версии едва ли будет эффективной. В выигрыше остаются только банки, поскольку получают “иммунитет” от претензий клиентов, попавших в ловушку мошенников, и дополнительный заработок на продаже страховых полисов.

Читайте также:

Кредит на рабочую машину при проблемах в кредитной истории – опыт “ЛионКредит”

Получаем деньги на развитие бизнеса через рефинансирование – решение от “ЛионКредит”

Портят ли запросы кредитной истории ее качество: отвечают банковские работники