Найти тему
История живописи

Илья Остроухов - коллекционер, художник, музыкант и писатель

Портрет И.С. Остроухова, В.А. Серов, 1902. Третьяковская галерея, Москва.
Портрет И.С. Остроухова, В.А. Серов, 1902. Третьяковская галерея, Москва.

Судьба этого неординарного человека по-хорошему удивляет, когда начинаешь читать о нем. Посудите сами, происходивший из успешной купеческой семьи, Остроухов чем только не успел позаниматься - и собственно торговлей, и музыкой, и живописью, и коллекционированием. Причем относительно последнего он не только собрал коллекцию живописи, но когда обучался в Московской практической академии коммерческих наук, серьезно увлекся зоологией (!) и собрал внушительную коллекцию насекомых. А несколько позднее он еще и напишет книгу о рыболовстве.

"Осенний пейзаж", И.С. Остроухов. Частное собрание.
"Осенний пейзаж", И.С. Остроухов. Частное собрание.

В общем человек был явно разносторонний и одаренный, но сегодня мы, конечно, уделим больше внимания его живописи. Хотя учитывая то, что было написано выше о его увлечениях неудивительно, что Остроухов наиболее ярко проявил себя в пейзажной живописи. Будучи вхож в Абрамцевский кружок, именно там, в имении Мамонтова его желание заниматься живописью оформится окончательно. А так как он был человек деятельный, то с 1880-х он принялся за дело с усердием, которое всегда прикладывал к любому своему увлечению. Профессиональное образование он получать не стал, хотя недолгое время был вольнослушателем Академии художеств.

Первым учителем Остроухова стал Александр Киселев (преподававший у детей Саввы Мамонтова), который долгое время не соглашался преподавать у потомка купцов, отвергшего стандартное образование: так, первую же свою картину он сразу выполнил маслом, "перескочив" академические этапы рисования углем и карандашом гипсовых слепков.

"Аллея", И.С. Остроухов. Частное собрание.
"Аллея", И.С. Остроухов. Частное собрание.

В дальнейшем Остроуховым заинтересовался Илья Репин, который настоял на том, чтобы тот все же поступил вольнослушателем к профессору Павлу Чистякову, который в своё время обучал самого Репина. И еще одним художником, "создавшим художественную физиономию" Остроухова был Василий Поленов.

В итоге после нескольких лет упорного труда и занятий у лучших живописцев Остроухов дебютирует в 1886 году на выставке передвижников. Дебют будет успешен - на следующий год прямо с выставки его картину "Золотая осень" приобретет для своей коллекции Павел Третьяков.

"Золотая осень", И.С. Остроухов, 1886. Третьяковская галерея, Москва.
"Золотая осень", И.С. Остроухов, 1886. Третьяковская галерея, Москва.

Потом будет еще много выставок и поездок по стране и за рубеж, а в 1890 году он создаст, вероятнее всего, самую лучшую свою работу - "Сиверко", которой восторгался Репин, называя ее "превосходнейшей вещью" и "блестящим перлом Третьяковской галереи". А Игорь Грабарь писал о ней:

В этой вещи есть замечательная серьезность, есть какая-то значимость, не дающая картине стариться и сохраняющая ей бодрость живописи, ясность мысли и свежесть чувств, несмотря на все новейшие технические успехи и через головы всех модернистов.
"Сиверко", И.С. Остроухов, 1890. Третьяковская галерея, Москва. Сиверко в некоторых северных русских диалектах означает холодный северный ветер.
"Сиверко", И.С. Остроухов, 1890. Третьяковская галерея, Москва. Сиверко в некоторых северных русских диалектах означает холодный северный ветер.

Казалось бы, вот и признание, можно творить и творить дальше, но Остроухов наоборот, со второй половины 1890-х все меньше занимается живописью и отдается всецело своей новой страсти - коллекционированию живописи. Причем значительную часть коллекции составляли иконы: его музей, после национализации в 1918 году так и назывался "Музей иконописи и живописи". Самого Остроухова назначили в нем пожизненным хранителем.

"Ранняя весна", И.С. Остроухов, 1891. Ярославский художественный музей.
"Ранняя весна", И.С. Остроухов, 1891. Ярославский художественный музей.
"Речка в полдень (Купавы на пруду)", И.С. Остроухов, 1892. Пермская художественная галерея.
"Речка в полдень (Купавы на пруду)", И.С. Остроухов, 1892. Пермская художественная галерея.

Когда в 1929 году в возрасте 70 лет, Илья Остроухов скончается, расформируют и его музей, большая часть коллекции попадет в Третьяковскую галерею. Князь Сергей Щербатов, тот самый, за портретом жены которого Серова застигла смерть, так охарактеризовал последнюю страсть художника и коллекционера:

Самое важное в Остроухове – страсть к искусству и увлечение собираемыми музейными по качеству иконами. Картины его больше не интересовали, хотя ранее он собирал их, да и почти ничего другого для него не существовало.... Сам далеко не бездарный художник-пейзажист [...] умелый и чуткий, но бросивший личное искусство, будучи одержим благородной, безудержной страстью коллекционера.
"Пруд", И.С. Остроухов, 1899. Третьяковская галерея, Москва.
"Пруд", И.С. Остроухов, 1899. Третьяковская галерея, Москва.
"Ранняя весна" , И.С. Остроухов, 1910. Харьковский художественный музей.
"Ранняя весна" , И.С. Остроухов, 1910. Харьковский художественный музей.

Спасибо, что дочитали, если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь. А если есть вопросы или мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях, мне будет интересно прочитать.