Судьба этого неординарного человека по-хорошему удивляет, когда начинаешь читать о нем. Посудите сами, происходивший из успешной купеческой семьи, Остроухов чем только не успел позаниматься - и собственно торговлей, и музыкой, и живописью, и коллекционированием. Причем относительно последнего он не только собрал коллекцию живописи, но когда обучался в Московской практической академии коммерческих наук, серьезно увлекся зоологией (!) и собрал внушительную коллекцию насекомых. А несколько позднее он еще и напишет книгу о рыболовстве.
В общем человек был явно разносторонний и одаренный, но сегодня мы, конечно, уделим больше внимания его живописи. Хотя учитывая то, что было написано выше о его увлечениях неудивительно, что Остроухов наиболее ярко проявил себя в пейзажной живописи. Будучи вхож в Абрамцевский кружок, именно там, в имении Мамонтова его желание заниматься живописью оформится окончательно. А так как он был человек деятельный, то с 1880-х он принялся за дело с усердием, которое всегда прикладывал к любому своему увлечению. Профессиональное образование он получать не стал, хотя недолгое время был вольнослушателем Академии художеств.
Первым учителем Остроухова стал Александр Киселев (преподававший у детей Саввы Мамонтова), который долгое время не соглашался преподавать у потомка купцов, отвергшего стандартное образование: так, первую же свою картину он сразу выполнил маслом, "перескочив" академические этапы рисования углем и карандашом гипсовых слепков.
В дальнейшем Остроуховым заинтересовался Илья Репин, который настоял на том, чтобы тот все же поступил вольнослушателем к профессору Павлу Чистякову, который в своё время обучал самого Репина. И еще одним художником, "создавшим художественную физиономию" Остроухова был Василий Поленов.
В итоге после нескольких лет упорного труда и занятий у лучших живописцев Остроухов дебютирует в 1886 году на выставке передвижников. Дебют будет успешен - на следующий год прямо с выставки его картину "Золотая осень" приобретет для своей коллекции Павел Третьяков.
Потом будет еще много выставок и поездок по стране и за рубеж, а в 1890 году он создаст, вероятнее всего, самую лучшую свою работу - "Сиверко", которой восторгался Репин, называя ее "превосходнейшей вещью" и "блестящим перлом Третьяковской галереи". А Игорь Грабарь писал о ней:
В этой вещи есть замечательная серьезность, есть какая-то значимость, не дающая картине стариться и сохраняющая ей бодрость живописи, ясность мысли и свежесть чувств, несмотря на все новейшие технические успехи и через головы всех модернистов.
Казалось бы, вот и признание, можно творить и творить дальше, но Остроухов наоборот, со второй половины 1890-х все меньше занимается живописью и отдается всецело своей новой страсти - коллекционированию живописи. Причем значительную часть коллекции составляли иконы: его музей, после национализации в 1918 году так и назывался "Музей иконописи и живописи". Самого Остроухова назначили в нем пожизненным хранителем.
Когда в 1929 году в возрасте 70 лет, Илья Остроухов скончается, расформируют и его музей, большая часть коллекции попадет в Третьяковскую галерею. Князь Сергей Щербатов, тот самый, за портретом жены которого Серова застигла смерть, так охарактеризовал последнюю страсть художника и коллекционера:
Самое важное в Остроухове – страсть к искусству и увлечение собираемыми музейными по качеству иконами. Картины его больше не интересовали, хотя ранее он собирал их, да и почти ничего другого для него не существовало.... Сам далеко не бездарный художник-пейзажист [...] умелый и чуткий, но бросивший личное искусство, будучи одержим благородной, безудержной страстью коллекционера.
Спасибо, что дочитали, если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь. А если есть вопросы или мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях, мне будет интересно прочитать.