Для ребенка многие вещи сложны. При этом, не важно как лично вы смотрите на них, и каковы они объективно. Главное – как воспринимает их он.
Обычно учителя и все, кто работает с ребенком начинают ругать его и отчитывать:
"Как ты мог! Ты поступил плохо!" и т.д. В статье "А вы пробовали гипноз... на детях?" я уже объяснял, почему это не верно и как надо. Сейчас речь пойдет о том, как не доводить ситуации до таких итогов.
Почему ребенок не делает того, чего вы от него хотите? По двум основным причинам:
1. Не понимает нужности.
2. Ему не хватает воли.
О первом сейчас говорить не будем. Поговорим о том, что делать со вторым пунктом.
Вот так пишет о воле Ушинский:
Что следует из этого для учителя?
Разговаривая с ребенком, нам необходимо ставить ему маленькие, посильные и наполненные неким смыслом задачи. При этом, они должны восприниматься им, как задачи важные не только для него, но и для учителя, а лучше для других ребят. Если учитель, после выполнения поставленной задачи, как-нибудь ненароком укажет на этого ребенка другим детям, то это будет вообще идеально.
Регулярное разрешение таких посильных задач приведет к определенной привычке. Вскоре этому ребенку можно будет поручать несколько более сложные задачи.
Лично я именно таким образом, пройдя вместе с пацаном определенный путь, приходил к исправлению его отметок (устранению опозданий и просыпаний). Я договаривался с предметником о том, сколько и каких заданий надо выполнить пацану, чтобы вместо тройки он получил четверку. Просил его, чтобы они не были сложными. Получал эти задания и начинал поручать их по одному.
Конечно, начинать надо с легких предметов, не таких, как алгебра. И выбирать только один-два, в зависимости от педагогической запущенности пацана. Но за год, таким образом, можно подтянуть его отметки более чем по половине предметов. Он и сам не заметит, как изменится его отношение к учебе.
В следующей заметке выложу весьма интересную мысль о воле от психолога и врача-невропатолога, сотрудника Л.С. Выготского А.Р. Лурия.