Найти тему
В ритме REDMOND

Как Санта Клаус и Дед Мороз стали брендами

Сегодня новогодние праздники для нас четко ассоциируются с новогодними волшебниками: Дедом Морозом или Санта Клаусом, кому кто нравится. Но трудно представить, что всего 200 лет назад их попросту не существовало.

Как же они превратились не только в неотъемлемую часть праздника, но и в серьёзный бренд?

 

Рождение образа

История Санта Клауса, как популярного новогоднего персонажа, начинается в Америке двести лет назад. В канун Рождества 1823 года там вышла стихотворная сказка «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая» Клемента Кларка Мура. Она рассказывает, как в рождественскую ночь Санта Клаус (Святой Николай) проникает в дом, дарит подарки и исчезает.

Известные нам сейчас атрибуты Санты: упряжка из оленей, попадание в дом через дымоход, чулки и знаменитый смех, как раз оттуда. Поэма стала хитом, её неоднократно переиздавали и иллюстрировали.

«Визит Святого Николая», факсимиле издания 1848 г.
«Визит Святого Николая», факсимиле издания 1848 г.

Самым известным иллюстратором стал Томас Наст. Он выпустил тридцать три карикатуры с Санта Клаусом. Политические мотивы у него сочетались со сказочными. Так в первой же иллюстрации для Harper's Weekly от 3 января 1863 года его Санта раздавал подарки солдатам Союза, тем самым показывая на чьей стороне Санта Клаус в американской гражданской войне. Когда Санта показывает солдатам чёртика в коробке, который, кажется, висит на петле, у куклы лицо президента Конфедерации Джефферсона Дэвиса.

В его работах впервые возникли мастерская в Лапландии, переписка с детьми и список послушных детей, а сам образ изменился с эльфа до невысокого круглолицего и красноносого упитанного человека с широкой бородой и усами, курящего трубку. Сам образ он во многом лепил с себя, а в качестве декораций и персонажей использовал свой дом и свою семью.

Санта Клаус от Томаса Наста, 1881
Санта Клаус от Томаса Наста, 1881

Иллюстрации Наста стали настолько популярны, что дети отслеживали по ним маршрут движения Санта Клауса, писали ему письма, а позже звонили по телефону.

 

Первые рекламы

Рождение образа совпало с революцией в торговле: возникают первые рекламы, открытки, мерчандайзинг и оформление витрин.

Естественно набравший популярность образ не могли не использовать в рекламе, тем более, что он быстро пересёк океан, и в Европе стали появляться свои рождественские деды (основанные на более старых персонажах): Отец Рождество, Пер-Ноэль, Крис Крингл и другие.

В тот момент он рекламировал всё, что связано с праздником: игрушки, бакалею, был постоянным персонажем рождественских номеров журналов, брошюр по созданию идеального праздника и т.д.

Отец Рождество, рекламирующий алкоголь, конец XIX века
Отец Рождество, рекламирующий алкоголь, конец XIX века

И, конечно, с появлением современной почты в конце 1800-х Санта Клаус, во всех своих воплощениях, стал популярным персонажем почтовых открыток. На них он неизменно нес детям подарки в своём мешке и карманах и поздравляет с Рождеством.

Рождественская открытка, 1907-й
Рождественская открытка, 1907-й

 

XX век

В новом XX веке образ рождественского деда вышел на новый уровень. Печать становилась всё доступнее и красочнее, возникло телевидение, радио, кино. И везде присутствует Санта Клаус.

Кинозвездой он становится уже через два года после изобретения кинематографа. В коротком фильме "Санта-Клаус наполняет чулки" 1897 года он, как не трудно догадаться, наполняет чулки игрушками.

На сегодня Википедия насчитывает 122 фильма только о Санта Клаусе. Он успел побывать на Марсе, в Ираке и помешать рождению Антихриста. Но чаще всего он, конечно, выступает в своей привычной роли, как в классическом Чуде на 34 улице.

И, конечно, он постоянно появляется в рекламе. Здесь он рекламирует всё: от минеральной воды, до сигарет и освежителя воздуха.

Но больше всего денег на его раскрутку в рекламе вложила Coca Cola усилиями художника Хэддона Сандблома, связав его со своим продуктом. С 1931 года он ежегодно выпускал плакаты, на которых Санта не расстаётся с колой. И пусть это была не первая такая реклама, но Coca Cola искренне гордится, что подарила людям современный образ рождественского деда.

Один из плакатов Хэддона Сандблома
Один из плакатов Хэддона Сандблома

 

А что у нас

В России также не прошло незамеченным появление Санта Клауса. На рубеже XIX и XX веков у нас также попытались создать своего рождественского персонажа. По примеру европейских стран, пробовали для этого использовать образ и почитаемого Николая Угодника, и сказочного Мороза Ивановича. Однако Дед Мороз оставался частью элитарной культуры, хотя всё чаще появлялся на рождественских открытках

И лишь после революции в 1935-м с реабилитацией Ёлки решили возродить и Деда Мороза. Причём подошли к этому с пролетарским размахом и централизовано. Опираясь на европейский опыт и театральные традиции, Деду Морозу придумали образ, спутников и противников. Он стал обязательным героем каждого новогоднего праздника, мультфильмов, фильмов и сказок.

Дед Мороз и пионеры, 1950-е
Дед Мороз и пионеры, 1950-е

 

Современность

По современным оценкам рождественские деды стали одним из самых дорогих брендов в мире. В 2013 году британская консалтинговая компания BrandFinance оценила бренд Санта Клауса в $1,6 триллиона. Для Санты разработан отдельный брендбук.

Не отстают и государственные организации.

Министерство сельского хозяйства и Федеральное управление гражданской авиации США ежегодно выдают Санте разрешения на въезд в Соединенные Штаты и пролет над территорией страны.

В 1995 году одна из газет ошибочно указала в качестве телефона «горячей линии Санты» номер Объединенного командования воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD). В NORAD решили не расстраивать звонивших волшебнику детей и стали сообщать им «координаты» саней Санта-Клауса; впоследствии это вошло в традицию. Сейчас за полётом Санты можно следить на Google Earth.

Правительство Канады в 2008 присвоило Санте статус почетного гражданина.

Ещё раньше, с 1960-х, финское государственное радио YLE начало вести репортажи в прямом эфире о том, как Санта-Клаус выезжает из своей хижины в Лапландии и развозит подарки по всему миру.

Бренд рождественского деда подстегивает и туризм. Ежегодно на Деревню Санта Клауса в Финляндии приходится 23% всех туристических ночевок в стране. А годовой оборот вотчины нашего Деда Мороза в Великом Устюге достигает 1,6 млрд.₽.

Вотчина Деда Мороза в Великом Устюге
Вотчина Деда Мороза в Великом Устюге

Новый год стал одним из главных праздников года, который дарит ощущение волшебства взрослым и детям. Неудивительно, что всё, что окружает его, давно превратилось в серьёзные бренды, а предновогодний период и новогодние каникулы вызывает сезонный рост продаж. Ведь только на подарки в этом году 70% россиян готовы будут потратить от 15 до 50 тысяч рублей.

Автор статьи: Максим Трусов, руководитель программы лояльности.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц