Найти в Дзене
В голове художника

Что такое Кино-Глаз? Дзига Вертов

Дубликат статьи есть на личном сайте

Что такое Кино-Глаз? И кто такой Дзига Вертов?

Человек, который заложил фундамент в развитии искусства и мастерства.

Осенью 1917 года в Москву пришла Революция, и кино, во многом, играло роль большевистской пропаганды. 80 процентов населения тогда было неграмотно. Поэтому Ленин поощрял искусство: кино и цирк.

-2

Тогда и появился Дзига Вертов (Дэвид Кауфман) — молодой художник из еврейской семьи из города Белостока. В дальнейшем — советский кинорежиссер, основатель и теоретик документального кино, методик — «киноглаз» и «скрытая камера», внедривший новые приемы и техники в кинематограф. Он добавит «лирику», внесет свободу в творчество, используя «метафоры», чтобы донести людям невидимую правду. (Реклама: См. также мой мультик «Почему портрет непохож?», и статью «Восприятие изображения в искусстве»)

Художник появился в нужный период и с необходимым потенциалом, готов был использовать все возможности того времени. Он освоил камеру и научился снимать.

Так как Вертов работал в кинохронике, то фиксировал все важнейшие события. Но всегда искал что-то новое и нестандартное. Дзига заинтересовался футуризмом и под влиянием творчества Маяковского начал экспериментировать с пленкой. Он резал ее, и собирал монтаж по 2-4 кадра

Первоначально куски для будущего фильма нарезались прямо с оригинальных негативов. Затем сборки с пояснениями попадали к монтажницам. И в процессе склеиваний, могли не сохраниться. Негативы и без того превращались в лапшу и часто покрывались царапинами, а 2-3 кадра обработать гораздо сложнее. Большинство монтажниц выбрасывали труды Вертова в корзину. Но однажды он встретил такую, очень аккуратную, которая смогла справиться со всеми его задумками — Елизавету Свилову. Она стала главным монтажером, а затем он женился на ней.

В 1924 году и выходит фильм «Киноглаз» с основными принципами новаторского метода.

Можно посмотреть на листик и увидеть, что он зеленый. А можно различить и другие оттенки — холодные, горячие. Иногда лимонные или цвета умбры. Кто-то будет разглядывать тот же самый лист и найдет в нем жилки, черешок и основание. И подумает, откуда он взялся этот лист? Сразу мозг выстроит картину, как прорастали почки, разбухали. А до этого? Прежде, чем выросло дерево, было зерно или жёлудь, каштан. Говорят, художники видят больше, чем обычные люди. Бывает, даже фантазия создает реалистичные видения. Именно это и решает показать в своих произведениях Дзига Вертов — то, что недоступно среднестатистическому «человеческому глазу» (точнее мозгу). Такие фильмы не пытались имитировать картинку типичного восприятия мира.

Собирая фрагменты, составляя из них комбинации с обратными последовательностями, Дзига Вертов пытался выработать у зрителя новый тип восприятия. Ведь искусство должно не только развлекать, но учить и развивать публику. Кинорежиссер хотел выработать у людей "семантическое поле".

Цитата из его публикаций ( Вертов, Дзига. 1984. Кино-Глаз: Труды Дзиги Вертова.Отредактировано Аннет Майкельсон, переведено Кевином О’Брайеном.Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. стр. 17-8):

«Я кино-глаз, я механический глаз. Я, машина, показываю вам мир таким, каким могу его видеть только я. Отныне и навсегда я освобождаюсь от человеческой неподвижности, я нахожусь в постоянном движении, то приближаюсь, то удаляюсь от предметов, то проползаю под ними, то взбираюсь на них… Теперь я, камера, бросаюсь вдоль их результирующей, маневрируя в хаосе движения, фиксируя движение, начиная с движений, составленных из самых сложных комбинаций… Мой путь ведет к созданию нового восприятия мира. Я по-новому расшифровываю мир, неизвестный вам»

Ещё одно наиболее известное и важное произведение кинорежиссера — «Человек с кинокамерой» — является энциклопедией приёмов, таких как перемена угла постановки камеры. Этот фильм воплотил вдохновение авангардизма.

До 1938 года Дзига Вертов успешен в своих экспериментах. Но после меняется жизнь. Пришло время бюрократии, и его искусство объявляют ложным. Так с 1944 года до конца жизни он вынужден работать над киножурналом «Новости дня».