Одни его не замечают, считая проходным, другие считают идеальным будущим султаном, третьи- идеальным наследником, четвертые- размазней и киселем.
Идеальным шехзаде Мехмед мне кажется в детстве:
1) Любознательный: никаких капризов по поводу необходимости учиться он не высказывал, напротив, просился поскорее изучать грамоту и итальянский язык (конечно, он тянулся за братом, но Мустафа "хотел быть как папа", при этом категорически не желал изучать науки).
2) Понимал место в жизни: Он открыто спорил с Мустафой, уверяя, что именно Мехмед, а никак не Мустафа станет султаном. И это разумное поведение наследника. В Османской империи по закону любой сын султана мог претендовать на трон. Поэтому старший сын любимой женщины, жены султана, в теории имел не меньше прав на престол, чем старший Мустафа ( в реальности старшему как главному претенденту давали преимущество: санджак престолонаследника Манису, выделяли больше средств из казны, раньше знакомили с государством и аристократией, воинами).
3) Справедливый: когда Михримах примеряла корону матери и случайно сломала украшение, Мехмед категорически настаивал на признании сестры. Да, Михримах провела и мать (хотя не факт, что Хюррем поверила дочери, она могла просто поощрить ее интригу, укрепив любовь и желание защищать к брата), и Мехмеда. Но посыл был вполне благородный.
4) Мехмед любил своих родных и имел неприрекаемый авторитет у обоих братьев и у сестры (она хитрила, но открыто не ввязывалась в конфликты). В этом раскладе мог бы быть изменен порядок престолонаследния, Баязет ходит бы в походы, Селим занимался бы дипломатией, градостроительством. Но Мустафа не мог бы уступить брату и с ним война была бы насмерть.
В детстве Мехмед даже попытался корону починить, сломанную Михримах.
5) Мехмед безгранично уважал отца. Он не бегал скандалить к Сулейману по каждому чиху "мама плачет", в отличае от Мустафы, его не настраивали против Селима, Махидевран и фавориток отца, поэтому чистое и открытое отцу- султану сердце сына Сулейман не мог не оценить.
Не понимаю одного. Как, нет вот КАК можно было из смышленого парня с характером и амбициями сделать точную копию Сулеймана. Ощущение, что парня просто зомбировали.
Есть несколько версий
1) Полный игнор со стороны отца. Закон Фатиха гласил, что ради спокойствия в империи взошедший на престол убивает братьем и племянников по мужской линии. Тогда империю не будут сотрясать смуты в течение правления (зато будут сотрясать при восшествии на трон и еще как- у любого шехзаде путь либо на трон либо в могилу и выбора кроме как устраивать гражданскую войну нет). Полагаю, Сулейман боялся к кому- то привязываться. Мустафа старший выживший ребнок, Сулейман романтичный и чувствительный, а в то время живший в Манисе наследник, он имел много времени и желания возиться с ребенком. Сколько раз Хюррем просто кричала "но есть и другие дети"- нет, Сулейман раз в пятилетку пересчитает количество и ладно.
2) Учителя. Хюррем по глупости просила Ибрагима заниматься с Мехмедом итальянским, а Балибея - стать наставником Мехмеда. Оба мужчины были фанатами Мустафы, и скорее всего, они и внушили Мехмеду мысли, что он не наследник и унаследовать "по праву" должен Мустафа. Видимо, на преподавание юриспруденции Мехмеду тоже наплевали.
У Сулеймана "алиби". Когда Мустафа начал ошибаться и сильно расстраивать Сулеймана, тот, порывшись в абмарных книгах, узнал, что у него есть второй по старшинству сын Мехмед (дальше читать он не стал, поэтому о Селиме и Баязете вспомнили только когда пришло время снимать их с баланса дворца и выпихивать в санджаки, что было сделано без золотых тарелок, парадов и маскарадов- их фактически с одной котомкой за плечами выставили за ворота (сарказм)). Отец решил поговорить с Мехмедом в шатре на охоте и просто иллюстрировал смайлик "О о" на заявление Мехмеда, что "Мустафа братьев не казнит" и уверения, что наследник только Мустафа. То есть Сулейман явно в шоке и не понмает, где сын такого понабрался. И на увещевания султана, что и Мехмед может стать лучшим султаном, тот упрямо повторяет, что только Мустафа достоин этой почести.
3) Сама Хюррем, стремясь порадовать султана, поддерживала дружбу братьев (хотя именно Хюррем должна была всячески их разводить по концам дворца), Мустафа, которому просто ВСЕ внушали мысль о его исключительности (от маменьки до валиде и султана), что тот смог и браба задавить авторитетом. А может и Хюррем не хотела, чтобы сын раньше времени демонстрировал амбиции, но перестаралась.
4) Вопиющая доверчивость. Выложил Мустафе, непосредственному сопернику про сон Сулеймана о ребенке на троне (конечно, Мехмеду тогда около 15 лет, но не 10). Непонятный солдат сделал лошадку и стал доверенным лицом. Никто не следит, куда он ходит, никто не проверил биографию этого доверенного лица, а тот прибрал к рукам контакты наследника. Это объяснимо информационным вакуумом, в котором воспитывали Мехмеда. Обычно наследники уезжали в санджак в 15, а Мехмеда отправили только в возрасте 20 лет без хорошей команды.
У меня ощущение, что парня просто сломали в какой- то момент, и произошло это во время жизни во дворце после отъезда Мустафы.
Но так ли все плохо?
Давайте посмотрим на Сулеймана.
1) Сулейман, как и Мехмед, стремился быть справедливым.
2) Сулейман, как и Мехмед, уважает мать и родственников, очень ценил сестер.
3) Сулейман постоянно учился, у Мехмеда тоже отмечали тягу к знаниям, по крайней мере в детстве.
4) Сулейман уважал отца безоговорочно, как и Мехмед Сулеймана. Оба они послушны. Сулейман приказал закопать отравленный кафтан, присланный Селимом Грозным, его отцом, проявив смирение. Сулейман сидел в санджаке тише воды ниже травы, не затмевал султана, не пытался выделиться, не прикармливал янычар, раздавая им просто так деньги. Великие деяния он начал совершать только после восшествия на престол и того же ждал от шехзаде, о чем неоднократно намекал и даже говорил прямо.
5) Вопиющая доверчивость была Сулейману присуща, ну чуть в меньшей степени, чем Мехмеду. Все его романтические рассуждения, что он не пошел бы против брата, все его заверения "она моя сестра, она не могла..." после каждой гадости, причиненной Хюррем- это все та же наивность, упрямое желание сохранить иллюзию спокойствия и старого доброго мира.
В теории из Мехмеда бы получился такой же хороший султан, как и из Сулеймана. Достаточно было пройти курс молодого султана, например, у великого визиря Рустема.
Отличие было одно, но роковое. Сулейман был единственным наследником, угроза исходила от отца, и то тот, попытавшись раз убить сына, понял, что тот не станет бунтовать, успокоился. У Мехмеда был серьезный соперник- Мустафа, сын Махидевран, и окружение окружение Мустафы всеми силамис стремилось убрать препятствия для ставленника.
Поэтому Мехмед не мог быть как отец, во всем подражая. Он не мог быть доверчивым и честным, он не мог не лицемерить. Мехмед должен был лишь казаться идеальным, но иметь и службу разведки, и общаться с аристократией, и всячески и дотошно проверять всех, с кем общается, чтобы выжить, выжить и занять престол.
Для шехзаде важно было не столько проявить выдающийся качества, сколько подстроиться под обстоятельства. Как в Балладе о трех сынах- трон должен унаследовать самый достойный с точки зрения отца, а наследники должны были подойти под критерий отбора- показать доброе сердце в балладе и показать готовность слышать и слушать в сериале, смирение (то есть не угрожать трону султана).
Сулейман тоже по сути тоже был именно третьим сыном, причем по- настоящему, как и Мехмед, что не мешало ему стать выдающимся правителем. До восшествия на престол Сулейман тихо сидел в санджаке и не пытался прославиться, затмить отца, Селима Грозного.
А наивность Сулейману не мешала, потому что конкурентов у него уже не было в тот момент, поэтому рассуждать, кого бы он и родни не казнил, он мог бесконечно- реально он всех устраивал на престоле.