12 января
Наконец-то я отоспалась за две каторжные недели. Кто-то праздновал и гулял, а я пахала, как папа Карло. Видите ли, одинокая, могу и сжалиться над семейными сотрудниками. Мне нетрудно, но обидно, что как будто я должна это делать. Ладно. Оставлю эту запись здесь на память, раз решила фиксировать важные моменты.
Буду писать планы в течение года и стараться их выполнять. И всё-таки хорошее тоже произошло за эти дни. Подарок. Мне один из клиентов принёс этот ежедневник. На титульной странице моя фотография — та самая, что на доске почёта много лет занимает верхнюю позицию. Там она уже выцвела, а здесь яркая. Рыжие волосы свисают сбоку, а не собраны, как обычно, в тугой хвост. Помню, девчонки заставили их распустить хотя бы для фото, а потом всем коллективом красили мне щёки и ресницы. Хороший был коллектив. Сейчас уже никого не осталось. Мне на фото двадцать пять. Больше я и не фотографировалась. Некогда.
А ещё клиент подарил книгу о любви — как понять, что мне нравится, и как научиться её проявлять. Я хотела отказаться, но начальница вмешалась: забрала подарок и сказала, что положит его в мою сумку. Только дома о нём вспомнила.
Пусть первый пункт в планах будет: ежедневное чтение.
11 февраля
Как. Как! КАК! Как найти время для чтения? От усталости засыпаю на первой странице. Господи, что же я такая амёба! Что, сложно сказать «нет»? Когда они поймут, что я тоже человек и мне надо своими делами заниматься и от-ды-хать, а не жить на работе? Может, правда, кота завести, чтобы повод был для отказа? Нет. У меня даже кактусы дохнут. Не могу взять на себя ответственность за живое существо, да и аллергия...
Планы: научиться говорить «нет».
10 марта
Этот покупатель как глоток свежего воздуха в нашей жуткой атмосфере. Он подарил билет на спектакль, на который я уже два года мечтаю попасть. Первые ряды! Мечта! Мечта, которая рассыпалась о болезнь ребёнка сменщицы. Из-за этого мне пришлось работать вторые сутки, а потом выяснилось, что она оставила своё температурное чадо с няней, а сама с мужем устроила романтические выходные в честь праздника и ходила в бар. Веселилась всю ночь.
Я пока не поняла, хорошо ли, что я веду записи, или нет, но проблемы видны отчётливо, и это пугает.
Планы: сходить на спектакль.
9 апреля
Сегодня я задумалась о том, что надо увольняться. Десять лет без «спасибо», с прибавкой обязанностей и старой фотографией. Кажется, я устала. Меня даже не поздравили сегодня с Днём рождения. Просто раскритиковали за косметику, что нарушаю правила компании. А я только глаза накрасила и румяна нанесла. Губы у меня от природы яркие и пухлые, на зависть латексным девчонкам. Да и кожа, несмотря на возраст, упругая, как после процедур. Платье? Да, согласна, надо бы новое купить. А когда ходить по магазинам, если освобождаюсь поздно вечером, а в выходные или с кровати встать не могу, или домашними делами занимаюсь? Да и родителей, кроме меня, никто не навещает: всем некогда. На золотую свадьбу еле всех собрала. Начальница сделала скидку за банкет с условием дальнейшей отработки, раз сразу не могу расплатиться. Скупая до безобразия — можно подумать, обогатится от моих копеек.
Жалко мне денег на платье, носить всё равно некуда. Но запишу…
8 мая
Я уже привыкла, что раз в два месяца в первых числах приходит мой клиент. Но в эти дни его не было. Наверное, обиделся, что на спектакль не пришла. С одной стороны, странно, что даже имя у него не узнала, а он мне каждый раз подарки приносит. А с другой, вдруг он решит, что нравится мне? Да и повод для подколок не хочется давать. Девицы и так делают непристойные предложения по поводу любого заходящего мужчины — мол, так и помру из-за работы в одиночестве. Всё время предлагают подцепить хоть кого-нибудь. То ли скромная, то ли глупая… Надо найти время для просмотра семинара по коммуникации. По работе могу быстро беседу завязать, как морской узел, а в личных знакомствах проблемы.
7 июня
Сегодня заходил Алексей. Мы, не прошло и года, познакомились. Всё было так быстро. Мне кажется, что как только я его увидела, стала похожа на снегиря, и на щеках можно было жарить блинчики. Запишу нашу встречу: пусть радует глаз среди унылых записей.
— Как я рада вас видеть. Ой, простите. Что будете заказывать сегодня? Как обычно?
— Я тоже рад вас видеть, — сказал он и поставил тарелку с винегретом на поднос. — Извините, что в прошлом месяце не заходил — уезжал к родителям.
— Понятно.
Он протянул руку через прилавок за тарелкой супа, а мне так не хотелось её отдавать, чтобы хотя бы так стать ближе.
— Меня зовут Алексей.
— А меня Лариса, — быстро сказала я и отпустила тарелку.
— Я знаю.
— Откуда?
Алексей показал на нагрудный карман моего халата.
— У вас на бейджике написано.
— Точно. Как неловко вышло.
Я готова была стать горошиной, упасть и закатиться под плиту от сказанной глупости. Он отвернулся к окну, чтобы не смущать меня, и смотрел на мигающий светофор. Хорошо, что в это время в кафе народу мало, я с восхищением любовалась Алексеем: курносый нос, чёрные кудри, упрямо торчавшие из-под кепки, и спортивная форма с каким-то логотипом. Его голос вывел меня из ступора.
— Вы красивая.
— Что? А-а. Спасибо. — От неожиданности я выпалила фразу, которую долго репетировала, чтобы сказать ему при встрече, но в этой обстановке она прозвучала глупо. — Я работала, поэтому не попала на спектакль.
— Я знаю. Проходил мимо, видел. Значит, в другой раз получится.
Алексей взял зелёный чай. Может, это и не важно, но я тоже его люблю, с лимоном и мёдом — у нас есть что-то общее…
Такое ощущение, что мы знакомы целую вечность.
Только одно смущает: он подарил открытку с надписью из библии.
Мне кажется, что оттуда, но надо проверить.
6 июля
На этой неделе у нас уволились сразу два человека. Начальница убирает вороватых или подставляет неугодных. Пока не поняла. Новые стажёры повисли камнем на моих и без того хрупких шее и нервах. Это всё. Спать.
5 августа
Алексей заходил, но я не смогла с ним поговорить: у нас новые стажёры — те не выдержали, — а начальница в плановую командировку уехала. И, если признаться, мне неловко, что я так и не прочитала книгу. В сентябре отпуск, поеду к родителям и на свежем воздухе наверстаю упущенное. Надо запланировать.
4 сентября
Работаю последние дни — и отдыхать! Какое счастье! Две недели буду предоставлена сама себе! Лес! Река! Бабушкина перина! Запах каши из печи! Завтра соберу чемодан. Главное, не забыть. Лучше сделаю это заранее, а то кто знает, какие сюрпризы могут быть на работе после возвращения начальницы с очередной конференции по улучшению работы с кадрами. Бред. Надо просто людей за людей считать.
3 октября
Не знаю, приходил ли Алексей, но меня не было. Вместо отпуска моталась по больницам. Мама скрывала, что болеет, а отец… и недели без неё не протянул… Только вернулась с прощания. Меня не могли не отпустить, иначе бы я точно уволилась. Теперь я одна — если не считать родственничков, которые вспоминают обо мне только тогда, когда им что-то надо. Завтра вместо обеда побегу с ними встречаться, чтобы наследственные дела обсудить.
За три месяца скатилась до сорок второго размера. Видела бы мама, что стало с её любимой пышечкой. Денег на новую одежду нет. Хожу подпоясанная, как будто так и задумано.
2 ноября
Не знаю, можно ли назвать счастьем, что родительский дом находится в глуши, и никто не претендует на эту развалюху. Все сказали, что я могу забирать его себе, а деньги с книжек и прочие ценности отдать им. А как я буду его ремонтировать без денег? Там мужик нужен, который с деревом работать умеет. Алексея надо спросить, может, у него знакомые порядочные есть, он единственный, к кому могу с такой просьбой обратиться. Сосед вынесет всё из дома и скажет, что так и было. Ну его. Хотя Алексея я тоже не особо знаю.
1 декабря
Боже, неужели остался месяц до Нового года? И зачем я решила в этом году записывать каждый месяц планы и мысли? Жила себе спокойно до этого и радовалась, а сейчас вижу неудачи и провалы. Хотя, конечно, сомнительно, что до этого радовалась, была в режиме: дом — работа — дом. У меня есть ещё месяц, чтобы хоть что-то сделать. Не совсем же я безнадёжная.
И к начальнице надо подойти, спросить о повышении зарплаты.
25 декабря
Стих на память. Сама о себе. В этом году больше ничего писать не буду.
***
Уставшая от одиночества женщина сидела в комнате и плакала в чай.
Круги расползались, унося мечтания, разбивая их об керамики край…
«Как хочется вылить всё огорчение и стать свободной для счастья!»
Лариса сидела в комнате перед чашкой остывшего чая и плакала. Дешёвая тушь текла по щекам и капала в кружку, оставляя радужные пятна. Резной узор бессовестного мороза проник внутрь дома сквозь старые окна и оставил на них свою печать. В печке тлели последние поленья, а сил выйти на улицу за новыми у женщины не было. Она взяла карандаш, придвинула к себе ежедневник и напротив пунктов в списке задач стала рисовать плюсы и минусы.
- Ежедневное чтение.
- Научиться говорить «нет».
- Сходить на спектакль.
- Купить новое платье.
- Пройти семинар по взаимоотношениям между М и Ж.
- Посмотреть, что написано в библии.
- Пить витамины для нервной системы.
+ Найти, куда положила книгу.
+ Собрать чемодан для отпуска.
+ Поговорить с родственниками об оформлении наследства.
+ Узнать у Алексея о столярных работах и
- Заработать денег на ремонт.
— Поздравляю, Лариса. Это полное фиаско: с работы уволили, она и тебя подставила, повесив недостачу — денег не заработала. Дрова нарубить сил нет. В магазин выбраться до снегопада не успела — вот и сиди голодная и холодная. Зато полно свободного времени, чтобы читать. А где-то празднуют Рождество… Господи, как хочется чуда! Хотя бы пирожка из кафешки…
Женщина легла в кровать, на любимую бабушкину перину, накрылась, как горошинка, пятью свободными одеялами, и достала книгу из-под подушки.
«Интересно, как дела у Алексея? Он теперь придёт только в феврале, а меня уже в кафе нет. Если бы я знала, что так всё закончится, то спросила бы телефон, когда разговаривала о ремонте дома, — Лариса перелистывала страницы непослушными пальцами. — Это было бы чудом ещё раз услышать его голос».
Глаза закрывались, но она боролась со сном и читала вслух:
— «Проводить время вместе не значит сидеть, уставившись друг на друга. Нужно чем-то заниматься. Чем — не так уж важно. Главное — ощутить, что мы вместе, что мы уделяем друг другу внимание…» — наверно, я этого хочу… быть с ним вместе…
Из книги выпала открытка, которую когда-то подарил Алексей. Лариса вылезла из-под тёплых одеял. У неё закружилась голова, и сквозь шум в ушах она услышала настойчивый стук в дверь.
«Не буду открывать. Кто это ещё может быть, кроме соседа. Кто его знает, что у него на уме, а мне даже ходить сложно, не говоря уже о самообороне».
Стук продолжался. Лариса всунула ноги в отцовские валенки и, опираясь на стены, пошла к выходу.
— Иду. Нечего барабанить, а то стены рухнут.
Женщина подошла к двери и долго ковырялась с примёрзшей щеколдой, но всё-таки справилась. Дверь резко дёрнули с той стороны, и Лариса, не удержавшись на ногах, упала в объятия Алексея.
— Слава Богу, ты жива!
— Алексей? Как ты здесь оказался?
— Потом, всё потом. — Алексей подхватил её на руки и понёс в дом.
— Я могу сама…
Алексей ничего не сказал, молча уложил её под одеяла, посмотрел на чёрную голодную пасть печи и вышел на улицу. Через некоторое время во дворе раздался звенящий стук топора. Не прошло и часа, как дом наполнился теплом. Мужчина принёс Ларисе горячий чай с мёдом и лимоном, сырные лепёшки, зеркало и салфетки.
— Я тебе говорил, что ты красивая, но нравишься мне больше, когда не панда.
— Панда? — Лариса взяла зеркало. — Ой, это тушь отогрелась.
— Почему у тебя телефон не отвечает уже несколько дней?
— В прорубь упал. Как ты меня нашёл?
— Чудом.
Алексей подобрал с пола открытку.
— «Всё у вас да будет с любовью».
Лариса, как маленькая девочка, покраснела, забрала карточку из его рук и спряталась под одеяло. Алексей улыбнулся.
И только на свадьбе, когда родственники изрядно развеселились, Лариса узнала, что целую неделю он доставал её начальницу, чтобы с ними связаться. А те, в свою очередь, не хотели говорить адрес деревни незнакомому мужику. А потом была дорога на перекладных, снегопад, сердобольная продавщица в соседней деревне, которая отдала свои сломанные лыжи в честь Рождества — надо же делать добрые дела. А ещё был страх… Страх потерять родного человека.
Главное, что он успел. Чудо произошло.
25 декабря
Стих на память. Сама о себе. В этом году больше ничего писать не буду.
***
Уставшая от одиночества женщина сидела в комнате и плакала в чай.
Круги расползались, унося мечтания, разбивая их об керамики край.
Дешёвая тушь примерзала к ресницам, белела, летела снежинками вниз.
Лариса сидела, сама на себя не похожа, смотря в ежедневник на планы, разбитые вдрызг.
Мечтала, хотела, стремилась, пыхтела, двойную работу брала.
Старела, вернее, взрослела — и вот Рождество, а она здесь одна.
Скажи, ежедневник, что спрятал за строчки, а может, под точки, за текст, на финал декабря!
Давайте заглянем и вместе увидим Ларису, надеюсь, что это не зря.
:) Есть на что посмотреть. Если коротко — спрятанное счастье найдено.
Автор: Марина Еремина
Больше рассказов в группе БОЛЬШОЙ ПРОИГРЫВАТЕЛЬ