Мой информатор, "тот самый вторичный татарин", вдруг заметил как-то. "Слушай, на Баумана что-то много вывесок татарских появилось. Именно что новые и крупные. И видно, что не кампанейщина, а сами. Видимо словили, что от туристов идет запрос на дух заграницы, надписей не по-русски да побольше, раз уж в настоящую заграницу им не светит".
Не знаю. Лично не видел, точнее не запоминал, как раньше, за что взял, за то и продаю. Нот например и не на туристической улице вот такое вот потихоньку становится нормой:
Или вот такой вот креатив.
Разумеется, описанные примеры нельзя объяснить сугубо запросом на "впечатлить туристов". Но и в пробудившееся национальное сознание рекламщиков, которых я своей легкой рукой засунул в "циничную прослойку" в своей классификации, я тоже че-то не могу поверить. Скорее всего они улавливают некий тренд, или, предугадав, пытаются оседлать пока мы его еще не чувствуем. Просто они, слишком уж здоровые прагматики, почуяли в "национальном" некий здоровый прагматизм.
Здоровый прагматизм в национальной идентичности есть. Если отбросить грядущее десятилетие невзгод, то по прошедшему десятилетию вполне понятно, каким будет будущее чисто технологически. Технологии отобрали у человека способность делать высокомасштабируемый труд. Хорошо написанные посты, но на слишком всем интересную тематику. Качественные картины и музыка, но уж в больно популярных жанрах? Раньше творец такого мог быть и хорошим бизнесменом, смасштабировав одно свое творение на многих желающих закрыть свои потребности. Но вот алгоритмы залезли и туда и выкинули исключительность человека из сферы, где один создал слишком много кому нужное.
И человеку придется приспосабливаться, уходя во все более локальные и локальные сферы и темы, от непостредственного мастерства в создании произведения скорее ища эмоциональную связь с кругом его потребителей, что алгоритм повторить не сможет. Но если все такие творцы будут одинаковы, то с чего бы выбрать какого-то одного из них?
Вот потому малая идентичность начнет расти и становиться большой. Кто не хотел эффективными телодвижениями накрывать большие аудитории, а хотел своей маленькой - придет к большему соответствию результата с ожиданием.
У потребителей "большого и масштабированного контента" тоже будет тусовка. Но им будет норм, что для них делают алгоритмы и нейросети, им не нужен будет человек, авторизованный перевод, живой гениальный автор.
Все сильнее распадется на глобальность и локальность, не особенно давая место чему-то среднему. В этом плане Россия, как объект именно что посередине, между совсем глобальным и совсем локальным, без специальных медийных манипуляций, а в своем естественном состоянии будет все менее интересен людям, что-то российского масштаба будет потихоньку терять своих сторонников в пользу совсем глобального и совсем локального. В крупных городах вроде Казани этот тренд очень заметен.
А следующим этапом вообще станет то, что главным врагом человека станет бессмысленность обеспеченной жизни на безусловном доходе и скука. Без возможности сделать что-то гениальное лучше, чем неосмысляющая творения нейросеть на глобальном языке или языках. И уход в локальное, точнее готовность к нему, для такого общества будет спасением от бессмысленности жизни, от невозможности что-то новое создать, из-за того, что почти все первым кем-то что-то попробовано. Вот тогда-то сильно лучше будет качество жизни у первого татарского, марийского, чувашского кого угодно, чем миллиардного английского неизвестно кого.
Поэтому рвануть сейчас от глобального к локальному - не совсем верно, но психологически готовить себя к тому, что это будет уже надо.
А рекламщики, видимо, уже рванули.
Оно и понятно, рвануть можно и попозже, но тогда есть риск этим способом локальность и очень местные смыслы уже не донести - не поймут, отвыкнут понимать.