…Цель моя: к окну в Европу,
Что прорублено Петром,
Вековой пристроить дом!" (Некрасов Н.А. поэма- «Современники»)
Нынешний, уже уходящий год , как известно был годом Петра Первого. Мы отмечали 350- летие со дня его рождения.
И в связи с этим мне хотелось бы вспомнить событие, которое произошло 150 лет назад
Событие которое связано с Петром Первым и Николаем Ивановичем Путиловым, как продолжателем идей и славный дел Петровых.
В дни празднования 200-летия Петра Великого в 1872 году, проводилось множество приуроченных к этому юбилею мероприятий.
Одно из них это было проведение Всероссийской Политехнической выставки в Москве.
На высочайшем уровне было решено торжественно отправить из Санкт-Петербурга на эту выставку «Дедушку Русского флота» (ботик Петра). Он должен был украшать Морской павильон Политехнической выставки.
«Дедушка Русского флота» после торжественной церемонии проходившей в центе Петербурга на Неве, был доставлен водным путем к новой, еще строящейся Путиловской пристани для погрузки и отправки железнодорожным путем в Москву.
Железнодорожная ветка, по которой состав с ботиком должен был выехать на Николаевскую железную дорогу, составляла часть грандиозного путиловского проекта по созданию транспортной сети обеспечивающей оптимизацию доставки грузов.
В 1870 году была учреждена «Железная дорога Путиловского товарищества», целью которой являлось обеспечения коммуникаций между пристанями и производственными объектами Петербурга и к 1872 году уже существовало железнодорожное соединение основной трассы Николаевской железной дороги с взморьем, местом, где строился Путиловский порт. Как отмечали современники- «… За одно уже устройство этой дороги, Петербург долен быть вечно благодарен Путилову…»
И так Петровский Ботик был доставлен к Путиловской пристани.
Там его встречали высокопоставленные лица во главе с цесаревичем Наследником (будущим императором Александром III), а так же многочисленными рабочими во главе с Николаем Ивановичем Путиловым, который помимо торжественной встречи «петровского Ботика, продемонстрировал высокопоставленным гостям все то что уже было сделано им для создания Петербургского коммерческого порта.
Место переноса ботика с воды на железнодорожную платформу, было украшено цветами и флагами.
Пакгауз, через который под крики –«Ура!» и пароходные гудки, проносили ботик, был превращен в портретную галерею, где весели портреты соратников, и сподвижников Петра, деятелей чьи имена были связаны с петровской эпохой- Кантемир, Феофан Прокопович, Лефорт, Гордон, Меншиков и др.
…Музыка заиграла марш петровских времен. Публика сняла шляпы. Матросы подняли ботик на плечи…
Ботик погрузили на железнодорожную платформу обитую красным сукном и украшенную цветами и венками. И по новой Путиловской железнодорожной ветке, состав с погруженным ботиком отправился на основную Николаевскую ж/д и далее в Москву на Выставку.
Путилов являлся экспонентом этой Всероссийской Политехнической выставки (представлял произведения своих заводов). Так же Николай Иванович участвовал в ее подготовке.
По заказу Морского министерства Путилов спроектировал и построил за свой счет на берегу реки
Москвы павильон Морского отдела из металлических конструкций.
Каркас павильона был изготовлен из рельс по знаменитому методу Путилова.
В одной части павильона разместился Морской отдел выставки, а другой предполагалось размещение Петровской портретной галереи (Основу этой галереи должна была составлять коллекции Н.И. Путилова, состоящая из множества копий с портретов исторических лиц и современников, часть ее, как уже было сказано, участвовала в оформлении торжественной встречи Петровского ботика).
Позже Путилов передумал выставлять портреты и вместо нее разместили выставку садоводства.
К слову сказать, модель этого Морского павильона Путилов выставлял в следующем 1873 году уже на Всемирной выставке в Вене, где был удостоен медали «За заслуги». Там же Путилов выставил образцы Финляндских руд, образцы стали, рельсы, за что был награжден медалью «За прогресс».
Тем самым Николай Иванович, как достойный приемник Петра своими достижениями, преумножал мировую славу России.
Политехническая Выставка 1872 года, осеняемая именем Петра, представляла достижения Российских производителей не только в области коммерческой техники, но и в военной, конкретно произведений для Военно-морского флота.
Главным украшением и экспонатом Морского павильона стал ботик Петра I-«Дедушка Русского флота», отправленный на Выставку (как было отмечено выше)с Путиловской пристани.
И это было символично.
Путилову, как человеку незаурядному, обладавшему сильной волей, умением увлечь и повести за собой людей, талантом предпринимателя, импонировали такие же сильные личности, как Петр Первый. В его художественной коллекции (а это более 530 полотен), украшавшей его квартиру на Большой Конюшенной улице, помимо Петр, находились портреты и других значимых для истории России личностей, например: Богдана Хмельницкого, патриарха Никона, царевны Софьи, Б. А. Голицына и Патрика Гордона, и даже Емельяна Пугачева.
Но для Николая Ивановича, , несомненно, был основной и самой почитаемой из исторических фигур, Петр Великий.
Да и сам Путилов, по масштабам новаторских, преобразовательских замыслов, как и Петр I, конечно же значимая персона в Истории России,.
Николай Иванович, как и Петр Алексеевич, свершил не мало деяний во благо Отечества.
Обучал ли он молодых офицеров математике, навигации и астрономии, исправлял ли ошибку французского математика, писал статьи, строил ли канонерский флот, искал руду, каменный уголь, создавал заводы, изобретал конструкции и технологии, во всем был Дух Великого реформатора, который вел и ободрял Путилова на протяжении всего его жизненного пути.
Николай Иванович Путилов был увлечен идеями Петра, в частности теми, что касались преобразования петровского детища, Северной столицы.
Осуществление одной из грандиозных задумок Великого основателя Петербурга, постройка Морского порта и сооружение Морского канала, для придания Петербургу статуса столицы мирового уровня, вот что занимало все последние годы жизни Николая Путилова.
Проблема отсутствия большого морского порта непосредственно в Петербурге, на тот момент уже назрела. Перегрузка товаров приходивших в Кронштадт отнимала много времени и средств.
Со дня основания С.-Петербурга, Петр Великий видел необходимость проводки канала для СПб порта, как в политическом, так и в экономическом отношении.
Петр, завоевав у шведов часть финского залива, торопился закрепить за собой важное для внешней русской торговли приобретение. Основав на берегах Невы столицу, он для ее защиты строит Кронштадт. В Петербурге строится гавань для военных кораблей (Галерная гавань).
Так же с основанием столицы началась и торговля морским путем с Западом.
Голландцы на своих мелкосидящих кораблях ходили до Петербурга беспрепятственно. Да и для военных кораблей того времени глубина устья Невы была вполне достаточна.
И все же Петр имел намерение провести берегом от Ораниенбаума до Петербурга канал (наподобие ладожского), по которому к городу беспрепятственно подходили бы корабли с большей осадкой.
Но занятый коренными преобразованиями всей России, Петр не успел осуществить своей идеи.
Её то, как раз и решил реализовать Николай Путилов.
С 1869 года Николай Иванович начал подготовку своего, как оказалось последнего проекта — Морского порта Петербурга с Морским каналом (из Кронштадта в Петербург). Там на взморье у Екатерингофа, должны были соединиться три торговых пути –морской, речной и железнодорожный.
Современник Путилова князь Д.Д. Оболенский в своих воспоминаниях так отзывались об этом грандиозном проекте «наследника Петровских дел».
… Петр Великий «прорубил окно в Европу», а он (Путилов) портом своим «прорубит дверь», дав свободный доступ иностранным кораблям в самый Петербург…
Другой современник Путилова инженер-генерал Андрей Иванович Дельвиг, писал
- Путилов , по своей натуре не мог удовлетвориться только заводскою деятельностью: большой мечтатель и оптимист в своих делах, он задумал устроить подле своего завода порт, к которому привлечь всю привозную и отвозную торговлю.
К сожалению, лично довести до конца так успешно и широко начатое дело, Путилову не довелось.
Николай Иванович завещал «быть похороненным в дамбе Морского канала».
И если бы так случилось, что осуществилась бы известная резолюция Александра II на последнюю волю Путилова, когда император по приданию сказал, что «если бы Путилов завещал себя похоронить в Петропавловском соборе, я и на то согласился», то Великие деятели Петр Алексеевич и Николай Иванович лежали бы рядом, как учитель и достойный ученик.
Строительство канала и порта завершали уже прежние компаньоны Путилова- П. А. Борейша и С. П. Максимович.
В июле 1882 года первая очередь канала была сдана в эксплуатацию.
В 1884 году 20 сентября совершался торжественный пробный рейс проводки больших судов по новому морскому каналу.
Интересно и символично было оформление этого торжества.
На Гутуевском острове у пристани канала была устроена большая беседка. На северной части беседки было сооружено художественной работы, в русском стиле окно, на раме которого сделана славянскими буквами надпись из пушкинского «Медного всадника»-… Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно.
Такое оформление наверняка бы понравилось Николаю Ивановичу Путилову, исполнителю петровского завета.
Правда, такое символичное окно ( а лучше «Путиловская дверь»)должно было появиться не у Гутуевского бассейна, а на взморье у Путиловского завода, куда по проекту Николая Ивановича должен был подходить канал и где должен был быть создан новый транспортно-торговый центр Петербурга.
Окончательное завершение строительства канала произошло в 1885 году, когда 15 мая состоялось торжественное его открытие.
В журнале Всемирная Иллюстрация за 1885 год в статье об открытии Морского канала среди пышного описания торжеств имя Путилова упоминается однажды и вскользь. А среди портретов, помещенных в издании строителей канала, портрета Путилова нет.
Судебные разбирательства, долговые разборки после смерти, затмили великие дела этого человека.
Печальна и судьба путиловской портретной галереи. Она была продана за долги в 1882 году, за сравнительно не большую сумму некоему купцу Варичеву, а скорее всего подставному лицу из Апраксинских торговцев антиквариатом.
И ни ближние друзья, ни облагодетельствованные им лица, ни сделали ничего, что бы сохранить коллекцию в память о незабвенном Николае Ивановиче.
Надеюсь, нынешнему поколению удастся более достойно отнестись к памяти Николая Ивановича Путилова масштабы деятельности которого вполне можно соотнести с деятельностью Великого Реформатора и восстановить место его последнего упокоения, церковь Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры.
Это место должно быть не менее почитаемо, чем Петропавловский собор…
источники:
Путилов, Николай Иванович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
Из воспоминаний князя Д.Д. Оболенского//Русский архив, 1895 г., ч. 1.
Дельвиг А. И. Мои воспоминания: в IV т. М., 1913. Т. III. С. 341.
Всемирная иллюстрация. 1872. Т.07, Т. 08.
Всемирная иллюстрация. 1885. Т. 33. С. 427-429
Тридцатилетие Обуховского завода 1865-1895 СПБ, 1896г, Коленко А.
Каптерев Н. А. Обуховский сталелитейный завод. — Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, С.-Петербург, 1913.