Мерчандайзинг – это техника размещения товаров, которая помогает покупателям найти нужный товар и стимулирует продажи на 10-30%. Перед выкладкой маркетолог разрабатывает планограмму, а продавец или мерчендайзер раскладывает товары. Услуги профессионального мерчендайзера обойдутся дороже, но результаты продаж оправдывают эти дополнительные затраты.
Виды выкладки
- горизонтальная;
- вертикальная;
- дисплейная.
Это три основных вида выкладки. Первый тип – горизонтальная выкладка товаров одного бренда на 2-3 соседних полках рекомендуемой длины 1,5 метра. Второй тип – вертикальное размещение товаров на стеллаже шириной 40 см, причем более крупные продукты располагаются на нижних рядах, а средние и мелкие – повыше. Дисплейной выкладкой называется размещение продукции на отдельном брендированном стенде или стойке, при этом такие же товары размещены в торговом зале на своих местах. Третий вид привлекает больше внимания потребителей не только за счет отдельного размещения товаров, но и рекламных плакатов, иногда подсветки.
Кроме трех основных видов, выделяют блочную, палетную и многотоварную выкладки, а также есть техника «навалом». Блочная означает размещение товаров одного бренда блоком на нескольких полках. Палетная – товары раскладываются на поддонах по периметру (привлечение внимания покупателя к сезонным или праздничным товарам). Многотоварная – традиционная выкладка товаров по общему смыслу: например, обувь и средства ухода за ней, посуда и товары для кухни (стимуляция дополнительной покупки). «Навалом» обычно продаются уцененные товары или вещи из секонд-хенда, товары сваливаются в тележки, контейнеры, на столы.
Правила мерчандайзинга
Товар должен размещаться лицом к покупателю, снабжен ценником с названием и ценой, надписи должны быть расположены горизонтально. За каждым товаром в торговом зале должна быть закреплена своя секция. Покупатели привыкают к определенному размещению товаров и раздражение в случае перестановок неизбежно, хотя этот прием иногда применяется в расчете на подъем продаж. Если у товара короткий срок хранения (хлеб, молочные продукты, масло), лучше разместить его ближе к входу или выходу в торговый зал. Товары личного пользования (зубные щетки, нижнее белье) нужно тщательно упаковывать из соображений гигиены.
Образцы крупногабаритных товаров часто представлены в торговом зале в открытом виде. Поэтому на них могут появиться царапины, сколы, пыль и грязь. Чтобы сохранить товарный вид, рекомендуется упаковывать такие образцы в пленку. Мелкие товары импульсного спроса (жвачка, шоколадные батончики, леденцы) располагают ближе к кассе. Однотипные товары группы раскладывают в порядке роста цены.
На заметку! Продукция, на которую надо обратить внимание покупателя, размещается справа от входа.
Законы мерчандайзинга
«Фигура и фон». Наиболее крупные и яркие предметы (либо нестандартной формы) привлекают к себе больше внимания, при этом окружение воспринимается как фон.
«Уровень глаз». Товар, предназначенный для определенной аудитории, должен находиться на уровне ее глаз плюс минус 20 см. В магазине это вторая или третья полка снизу. Детские товары, соответственно, нужно располагать немного ниже.
«Мертвая зона». Слепое пятно по краям зрительного поля, например, левый нижний угол. Вообще, хуже всего берут продукты с самых нижних полок, поэтому их часто используют для складирования запасов.
«Группировка». Однотипные товары располагаются рядом. Это отвечает особенностям восприятия человеческого мозга и способствует более быстрой навигации. Например, все брюки в одном месте, блузки в другом.
«7±2». Человеческое внимание способно удержать плюс минус 7 единиц. В магазине желательно ограничить это число до 3-5, так как покупатель параллельно решает в уме еще несколько задач. Поэтому на витрине нежелательно одновременно размещать слишком большое количество товаров.
При составлении планограммы раскладки товаров обязательно учитывайте предполагаемые эмоции покупателя. Не загромождайте проходы, не меняйте постоянно расположение товаров в зале, чтобы не вызывать его раздражение и желание быстрее покинуть помещение. Применяйте приятные звуковые и запаховые якоря для привлечения внимания.
Если вы еще не выбрали, какой бизнес открыть, компания Гала-Центр предлагает открыть франшизу Магазин Постоянных Распродаж, которая уже сегодня насчитывает более 390 магазинов по всей стране. Приобретая франшизу Магазина Постоянных Распродаж, вы получите подробную планограмму зонирования магазина по товарным группам, разработку дизайна вывесок навигации.
#опт #оптоваяторговля #товарыпоакции #акции #скидки #распродажа #галацентр #galacentre