Найти в Дзене

"Чудачество" губернатора Г. Х. Гасфорда напугавшее императора Николая I

Оглавление
Генерал-губернатор Г. Х. Гасфорд фото из rg.ru
Генерал-губернатор Г. Х. Гасфорд фото из rg.ru

В данной статье речь пойдёт о неоднозначной и даже можно сказать противоречивой фигуре отечественной истории -о губернаторе Западной Сибири Г. Х. Гасфорде, которого одни современники считали простым озеленителем и бюрократом, а другие – великим гуманистом и ученым.

Становление военного и учёного Г. Х. Гасфорда

Как известно, в советское время многие факты из отечественной истории были вычеркнуты, в том числе и правдивые подробности из жизни и деятельности многих генерал-губернаторов. Закономерностью тех времен было редкое упоминание о «царских сатрапах», и в основном в анекдотичной форме. И как отмечали многие современные российские историки, Гасфорду повезло меньше всех, поскольку советские люди даже не знали правильное написание его отчества и фамилии.

В соответствии с духом своего времени наш герой был в первую очередь бравым солдатом с «большим храбрым сердцем», а во вторую-умным и образованным человеком. Гасфорд обладал своеобразным военным достижением - он был одним из немногих российских военных, участвовавших во всех значимых военных компаниях Российской империи в первой половине XIX века и за время своей военной карьеры он участвовала в шестидесяти битвах и сражениях. Гасфорд отличился в Бородинском сражении и при взятии Парижа, участвовал в Польской компании и изгонял с Кавказа имама Шамиля, подавлял революцию в Венгрии.

В общем, большая опытность в военном деле, безукоризненный послужной список и дипломы об образовании пяти университетов- способствовали появлению доверия у российского императора Николая I к личностным и деловым качествам Гасфорда и назначению его в 1851 году губернатором Западной Сибири и командующим Сибирским Отдельным корпусом.

И надо отметить, что как показала жизнь, генерал-губернатор Гасфорд это доверие своей службой оправдал.

Экстравагантный генерал-губернатор и его чудачества

Предыдущий сибирский генерал-губернатор князь П. Горчаков оставил после себя разорённое хозяйство и процветающих чиновников-взяточников, и Гасфорду пришлось обновить весь чиновничьи аппарат губернаторства. А весь десятилетний период его правления был ознаменован административными и военными реформами, среди которых выделялись: присоединение к губернаторству огромных территории Заилийского края, населенного киргизами, каракиргизами, китайскими и кокандскими поданными, и учреждение двух новых территориальных единиц губернаторства-областей, Сибирских киргизов и Семипалатинской.

Российский император Николай I фото из ria. ru
Российский император Николай I фото из ria. ru

Но экстравагантность Гасфорда и чувство собственного величия, а также периодически проявлявшаяся авторитарность в его поведении, позволили «злым языкам» некоторых мемуаристов заявить, что все служебные стремления Гасфорда обусловлены его тщеславием и завистью к генерал-губернатору Восточной Сибири Н.Н. Муравьеву, получившего титул графа Амурского за возвращение прибрежных территории. Но большинство современников с снисхождением относилось к чудачествам Гасфорда.

Так генерал-лейтенант А. Врангель инспектировавший Западную Сибирь и удивленный непомерной тягой Гасфорд к торжественности и пышности, все же отметил: « В сущности Гасфорд – добрый старик, но что поделаешь-слабость имел напускать на себя вид важный и грозный..».

И не стоит удивляться, что и в истории России Гасфорд отметился именно благодаря очередному «чудачеству», а если точнее научно обоснованной идей по религиозному реформированию. Дело было в том, что Гасфорд решил в корне поменять жизнь всех мусульман, сначала проживавших на территории Западной Сибири, а потом на территории всей Российской Империи, путём их обращения в христианскую веру. Мусульманство ему не нравилось, хотя бы потому, что допускало многоженство.

И он с немецкой педантичностью разработал проект своей новой «средней» религии, которая должна была стать переходным этапом от мусульманства к христианству, и отправил на утверждение к царскому двору. Но когда император Николай Павлович, будучи сам изрядным волюнтаристом, прочитав проект, был напуган. И мотивируя свой отказ в резолюции написал : «Религии не придумываются подобно законам».

Генерал-губернатор Гасфорд обиделся на отказ, но вскоре увлёкся новой идеей по озеленению Западной Сибири..