Сегодня изучаем самую известную работу американского художника Гранта Вуда: кто эти люди, причем тут готика и как художник воплотил жизнь глубинки США.
Мало какая картина вызвала столько пародий и подражаний как "Американская готика". Броский портрет двух американцев с угрожающим орудием, суровые безрадостные лица, приглушенный краски - эта работа у многих вызывает оторопь, хотя на самом деле художник не закладывал в нее никакого пугающего смысла.
Грант Вуд родился в семье фермеров в штате Айова, в небольшом городке, далеком от индустриальных и интеллектуальных центров страны. Детство будущего художника прошло среди полей и ферм, в среде сельскохозяйственных рабочих. В его семье не читали сказок, предпочитали реальные истории. В 1917 году Вуд был призван на войну, где занимался покраской орудий в камуфляжные цвета – можно сказать, что с этого и началась его карьера живописца.
По возвращении с войны Грант Вуд вместе с матерью и сестрой поселился в маленьком городке под поэтичным названием "Кедровые пороги". Довольно быстро он нашел себе влиятельного покровителя - им оказался владелец местного похоронного дома. Вуд декорировал помещения похоронного дома и даже проводил там выставки своих работ. Благодаря связям гробовщика он стал получать новые заказы и не только в домах скорби. В 1920-х годах художник несколько раз ездил в Европу, где буквально влюбился в искусство готики и ренессанса, а кроме того познакомился с современными течениями в живописи. Так постепенно формировалась живописная манера художника.
Теперь обратимся к самой картине.
Картина по сути началась с дома. Вуд заметил его во время одной из поездок по стране – простой деревянный дом с верандой. Оконный переплет в виде трех стрельчатых арок был характерной деталью архитектурного направления «Carpenter Gothic» («плотницкая готика») – это был довольно распространенный в американской провинции стиль, подражавший викторианской неоготике. Грант Вуд увлекся этим домом, в котором углядел традиционные европейские формы, и зарисовал его, а перед ним разместил мужчину и женщину. Затем обвел рисунок черной рамкой и подписал «американская готика».
Вот этот рисунок:
А дальше этот образ настолько увлек художника, что он стал разрабатывать его для большой картины маслом и стал искать героев. Любопытно, что Грант Вуд создавал картину не привычным для большинства художников способом, когда для героя ищется подходящий задник, а наоборот: искал подходящий передний план для уже найденного образа дома. Оказалось, что найти подходящих натурщиков в маленьком городке – целая проблема.
Для женского образа в итоге художнику позировала его сестра. Брошь на ее шее – фамильная реликвия, принадлежавшая матери художника и ранее уже появлявшаяся в одном из портретов Вуда.
Для мужского образа Вуду позировал его друг дантист. Вилы в руках мужчины дают нам понять, что он умелый землевладелец, знает, как пользоваться садовым инвентарем и зарабатывает себе на жизнь своими руками и тяжким трудом. Джинсовый комбинезон заимствован из гардероба самого Гранта Вуда – в нем художник писал картины в мастерской. Внимательный взгляд художник приметил, вероятно, когда сидел в зубоврачебном кресле.
Надо сказать, что обе модели согласились участвовать в создании картины в результате долгих уговоров и только после того, как художник пообещал, что их никто не узнает в героях полотна. К их большому раздражению, условие выполнено не было – то ли автор не смог, то ли не захотел сильно искажать их облик. Лишь слегка удлинил пропорции женского тела.
Вот так герои выглядели в реальности:
Интересно, что Вуд никак не конкретизирует отношения между героями картины: может быть, это муж и жена, может, отец с дочерью...
Художник тщательно выписывал детали, вплоть до теней от вил на джинсовом комбинезоне – это качество живописи он приметил у позднеготических мастеров, уделявших огромное внимание скрупулезной передаче реальных предметов. В готическом искусстве он увидел те черты, на основе которых можно было создать новый стиль в американской живописи – так название работы отсылает не только к стрельчатому окну, но и к программе картины в целом, к ее ориентиру на искусство готики. Кроме того, здесь можно вспомнить, что в готических соборах доминируют вертикали, устремленность ввысь – ее Грант Вуд тоже постарался подчеркнуть с помощью вытянутых фигур героев, высоких окон, зубцов вил и т.д.
Американское искусство 1930-х годов мало чем отличалось от того, что в нем происходило столетие назад. В отличие от европейцев, открывавших в начале ХХ века модернистские течения, вроде футуризма, дадаизма и прочих –измов, американская живопись все еще фокусировалась на передаче реальности. И Грант Вуд стал продолжателем этой традиции, но сосредоточился на жизни американской провинции. В немногочисленных интервью он упоминал, что многие американские живописцы находятся в «колониальной зависимости» от искусства Европы, а нужно, напротив, чтобы каждый американский регион искал и находил присущие только ему особенности и соревновался с другими, как «старые европейские города соревновались в постройке готических соборов». Так он стал главным символом направления под названием «регионализм» (риджионализм).
Картина «Американская готика» написана в 1930 году, одном из худших в истории США. В октябре 1929 года случилась «черная пятница», обрушился фондовый рынок, а с ним вместе и благосостояние большинства граждан. Банки закрывались, люди теряли деньги, росла безработица. Казалось бы, в глубинке, у людей, привязанных к земле, все должно было быть неплохо: но большинство из них брало ссуды на ведение хозяйства, а теперь банки отзывали свои деньги. Цены на еду взлетели как никогда. Возможно, этим и объясняется столь мрачное состояние духа людей на картине.
Для помощи людям во время великой депрессии правительство Франклина Рузвельта развернуло широкую программу мероприятий, в которой нашлось место и поддержке художников. Был разработан Проект общественных произведений искусства, посредством которого правительство заключало контракты с живописцами по созданию росписей в различных зданиях и другие заказы – так мастера могли заработать себе на пропитание, а государство способствовало расцвету культуры в не самые простые для Америки времена. Грант Вуд стал директором такого бюро художественных проектов в штате Айова.
Когда «Американскую готику» впервые выставили в Чикагском институте искусств, она вызвала волну интереса, но и гнева тоже. Домохозяйки из Айовы возмутились, что художник создал карикатуру на сельскую жизнь. Однако сам Вуд всячески отнекивался от подобной трактовки, картина вовсе не была сатирой – ведь это была, по сути, и его собственная жизнь.