Найти тему
AstroАленка

Лада — мать богов и мира. Во что верили предки? Откуда появились обычаи.

Первым верховным божеством человека всего разумного была она — Великая Богиня, Мать Мира. Люди еще не знали Верховного Бога, владыки неба. В женщине це­нили не изящество, а способность к деторождению.

Люди чтили всеобщую Мать, рожавшую все живое — зверей, скот, урожай, самих богов и людей, дававшую власть царям.

Само слово «лада» означало у русских мужа, жену, любимого человека, у сербов — жену, у болгар — младшую дочь. Этим словом звала Игоря Ярославна. «Ладовать» на Волыни означает «играть свадьбу», у туляков и рязан-цев — «сватать»; в русских говорах «лады» — «помолв­ка», западноукраинское «ладкання» — «свадебная песня». У болгар «ладуванье» — святочное гадание о женихе. Все эти слова родственны славянскому «лад» — «порядок», «согласие». То есть порядок, основанный не на страхе и на­силии (даже оправданном), а на любви и согласии.

Игорь и Ярославна
Игорь и Ярославна

Время Лады — весна и начало лета. Следует заметить, что насильственное крещение сла­вян внесло величайшую путаницу в их праздники. Во вре­мя постов всякое веселье преследовалось, сами же посты привязаны к подвижным праздникам — Пасхе и Троице. Потому языческий обряд встречи весны оказался вытеснен­ным на Масленую неделю (перед Великим постом), а про­воды весны — на неделю после Троицы, предшествующую Петровскому посту. (Великий пост начинается за 40 дней до Пасхи, Петровский же продолжается до 29 июня.)

Облик Лады — матери и жены, казалось бы, нарушают словацкие слова «лойда» — «распутная женщина», «лойда-вый» — «бесстыдный». Церковники любили изображать язычников скотами, а себя — образцами чистоты и духов­ности. Да, славяне-язычники не считали половую жизнь «грязью», а безбрачие — святостью. На некоторых празд­никах (днях Ярилы, Купалы) царила сексуальная свобода. Не допускалось разве что кровосмешение. Эти праздники приходятся как раз на время Лады. А на святки, помимо га­даний — «ладуванья», устраивались и эротические обря­ды — «игры». Но во все остальные дни года отношение к девичьей чести и супружеской верности у славян было самое строгое.

-3

Такие оргии (известные многим народам мира) были для язычников не развлечением и не «данью природе», а ма­гическим обрядом, который должен был обеспечить пло­дородие земли-матери. Потому и справлялись они в начале года или весной. Не стоит путать язычников (и их богов) с поборниками «сексуальной революции», думающими лишь о своих удовольствиях.

Не только образ, но и имя Лады, возможно, восходит к общеиндоевропейской эпохе. Об этом говорит малоазийское (ликийское) lada — «жена», германское lapu, lapa (магическое заклятие), имя Лето (Латоны) — матери Аполлона и Артемиды.

-4

В день 1 мая по всей Западной Европе чествовали зе­леное деревцо и его воплощения — «майскую невесту» («королеву», «красавицу») и «жениха» («короля»). Но 2 мая на Руси отмечали день Бориса и Глеба (заменивших, как мы увидим, богов-всадников, детей Великой Богини)

Праздником Лады была, очевидно, и Красная горка — русский праздник молодоженов, приуроченный к первому воскресенью после Пасхи. В этот день тоже пелись «ла­довые» песни.

Славяне не случайно праздновали конец весны, а не лета или осени. Матерь Лада впервые напоминала о себе на свят­ки, когда старались наворожить благополучие на весь год. Затем она приходила в земной мир с началом весны, чтобы в конце ее уйти в нижний, подводно-подземный мир. Этим она обеспечивала поля и пастбища обильными дождями, а землю — плодородной силой.

-5

Землю считали святой и бесконечно доброй к людям. От нее человек происходит, ею кормится и в нее уходит. Лишь самого последнего негодяя не принимает она после смерти. Не в землю — сквозь землю, в нижний мир, про­валивается нечисть.

Земле исповедовались в грехах и верили, что она может прощать, исцелять, снимать порчу. Ею клялись, особенно при земельных спорах: тогда клали на голову ку­сок дерна и с ним шли по меже или становились на колени в яме.

Считали, что до Благовещенья (25 марта) нельзя тревожить землю: она в этот день рожает. Если же посмеют до того ее пахать, копать, вбивать колья и т. д.— Земля покарает неурожаем и бездождием.

-6

Землю-Матушку приравнивали к Богоматери. Верили, что бранящийся матерно оскорбляет трех матерей: свою собственную, Мать Сыру Землю и Богородицу. Мат доз­волялся лишь в одном случае: чтобы отогнать нечисть.

1 мая — один из ее праздников. А перед Троицей крестьянки в лесу обряжали в женское платье чу­чело птицы либо пучок травы «кукушки», «крестили» его и хоронили. При этом «кумились» с «кукушкой» и друг с дружкой, обмениваясь крестами. В это же че­ствовали русалок и березку.

Кукушку же славяне почитали как вещую птицу, предсказывающую не только время жизни или смерти, но и урожай или недо­род, свадьбу и даже цены на зерно. Ее считали доброй, но несчастной (вдовой, девушкой, проклятой родителями или выданной за немилого и т. п.).

-7

25 марта Мать Сыра Земля рожала. Сле­довательно, беременела она как раз в Купальскую ночь.

23 июня, накануне Купалы, поляки справляли праздник в честь легендарной княгини

По преданию, немецкий князь Рудигер, не сумев принудить ее к браку даже войной, бро­сился на меч со словами: «Да правит Ванда морем, землей и воздухом». Иначе говоря, княгиня имеет здесь черты не только водного божества (имя ее означает воду, а жизнь она окончила в водах Вислы), но и богини всех трех ми­ров — все той же Лады.

Любвеобилие Лады и ее почитателей должно было, по их представлениям, обеспечить обилие плодов земных. Не случайно поэтому Великая Мать снова появлялась в дни окончания жатвы. В это время по всей Европе чест­вовали последний сноп.

В частности, поляки называли его Бабой; сноп торжественно несли, а перед ним шла жен­щина, разукрашенная колосьями.

Талака
Талака

Белорусы, чествовали Талаку — девушку в пшеничном венке и белом покрывале, с последним снопом в руках. Имя ее (рус. «толока») означает совместную работу общинников.

Украинки, окончив полоть свеклу, носили на руках и чествовали Перегиню — ряженую девушку

-9

8 сентября, когда для женщин полевая страда сменялась «бабьим летом» (временем чесания льна и других домашних работ), они чествовали рожаниц.

В жертву рожаницам приносили хлеб, сыр, кашу и вино, и все это тут же ели.

-10

Род и Рожаницы (Лада и Леля). Судьба, счас­тье и самая жизнь земледельца зависели от даровавшегося ими урожая. Но при этом славяне не были фаталистами

Существует еще один лик Матери Лады, так сказать, безымянный. Русские вышивальщицы старательно изоб­ражали его, но сами давно уже не знали, что же он озна­чает. Помнили одно: от прабабок завещано — вышивать именно так, причем на предметах, употреблявшихся в куль­те или на свадьбе (полотенца, простыни, рубахи) и потому нуждавшихся в магической защите.

-11

Богиня на вышивках — замужняя женщина, видимо, (средних лет,в широкой юбке, на голове — высокий ко­кошник или убор наподобие корзины, Богиню окру­жают знаки светил, деревья, птицы, животные (лебеди, павы, кони, олени). Сопровождают ее две млад­шие богини или два бога-всадника. Часто она едет на ко­леснице или в ладье, которую влекут кони или лебеди. Богиня легко заменяется деревом или сливается с ним. Она — источник жизни, мать и влады­чица всего живого.

Так богат и многообразен был образ Матери Лады у славян, хотя их общество и религия давно уже не были матриархальными.

Продолжение следует.....

-12