Найти тему
Загадки истории

РЫЦАРИ И БОГАТЫРИ#3.3На страже чести и трона#3.Защитники земли Русской

Оглавление

На страже чести и трона

Защитники земли Русской

Слово «богатырь» вызывает у совре­менного человека стойкую ассоциа­цию с могучими воинами, облаченны­ми в кольчуги, которые с мечом в руке берегут Киевскую Русь от супостата. И мало кто знает, какими они были на са­мом деле.

Все мы еще со школьной скамьи знаем о древнерусских былинных богатырях — Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. С недав­них пор их образы активно и успешно эксплуатируются в мультипликации. Это не нравится многим взрослым, которым претит трансформация богатырей из героев эпоса в героев поп-культуры. Однако правда в том, что былинные богатыри так же далеки от своих исторических прообра­зов, как и герои мультипликации. Ибо и те и другие — суть выдумка...

«Единоборство Мстислава с Редедей». Н. Рерих, 1943 год
«Единоборство Мстислава с Редедей». Н. Рерих, 1943 год

Былинные времена

Впервые слово «богатырь» попадает в древнерусские летописи уже во времена заката Киевской Руси, в грозный час Батыева нашествия. Запись относится к событиям 1240 года. «Пришел Батый к Киеву с си­лой тяжкой многим множеством силы своей, и окружил город. И обсту­пила сила татарская, и был город в осаде великой... Воевода его первый — Себедяй богатур и Бурундай богатур, который взял Болгарскую зем­лю и Суздальскую», — рассказывает нам Ипатьевская летопись.
Итак, первыми «богатырями» древнерусской летописи являются та­тарские полководцы Субэдэй и Бурундай, которые выступают совсем не как защитники Русской земли. Если мы заглянем в Большую совет­скую энциклопедию, то узнаем, что слово «богатырь» происходит от древнетюркского «багатур» — «храбрый воин». Оно встречается в лето­писях начиная как раз с XIII века.
Логично предположить, что все известные нам «богатырские» были­ны созданы не ранее все того же XIII века, а то и позже. Также не стоит искать в так называемых «былинах киевского цикла» реальные события. Единственный персонаж, который связывает былины с исторической Киевской Русью, — это великий князь Владимир Красное Солнышко. Но и он похож на своего исторического прототипа Владимира I Свято­славича не больше, чем его мультипликационный тезка. А уж «научные» сопоставления половецкого хана Тугоркана с былинным Тугарином Змеем, что летает по небу и дышит огнем, не лезут ни в какие ворота.
Интересно и то, что большая часть известных ныне былин записана в бывших новгородских землях. Остальные — в разных частях нынеш­ней России. Но ни в Белоруссии, ни в Украине (которые также входили в Киевскую Русь) не зафиксировано ни одной былины — хотя есть пре­дания того периода.
Вывод очевиден: известные нам «древнерусские» былины являются «новоделом» XIII-XV веков. Причем «новоделом» новгородским, име­ющим самое отдаленное отношение к истории собственно Киевской Руси. А вот какие песни слушали жители Киева в более ранние времена — нам, увы, неизвестно.
Дошедшие до нас былины — это, прежде всего, литературно-эпи­ческие произведения, возникшие как реакция на татаро-монгольское иго и призванные поднять народный дух в эту нелегкую годину. В то же время былинная лексика уже содержала неологизмы типа тюрк­ского «богатырь». А в более поздних былинах Илья Муромец даже на­зван «старым казаком», что дает нам верхний предел их возникнове­ния — XVI век.

"Витязь на распутье". В. Васнецов, 1882 год
"Витязь на распутье". В. Васнецов, 1882 год

«...и удавил муж печенежина»

Все вышесказанное вовсе не означает, что во времена Киевской Руси не было отважных воинов. Были, конечно! Правда, называли их не «богатыри», а «храбры», «хоробры» или «храборы» (родственное прилагательное «храбрый»). Из летописей мы знаем множество приме­ров личной воинской доблести князей — таких, как Святослав Игоревич, Андрей Боголюбский, Изяслав Мстиславич, Мстислав Храбрый, Мстислав Удатный, Даниил Галицкий. А также их дружинников: Евпатия Коловрата, противостоявшего с малой дружиной Батыю; дворского Андрея, пленившего венгерского воеводу Фильния; тысяцкого Дми­трия, защищавшего Киев от всей Батыевой орды.
В 992 году печенеги учинили набег на Русь. Князь Владимир вышел им навстречу и остановил на реке Трубеж у брода. Обе стороны не ре­шались начать бой. Тогда печенежский князь подъехал к реке, вызвал князя Владимира и сказал ему: «Выпусти ты своего мужа, а я своего — пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем вое­вать три года; если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года».
Владимир послал глашатаев по своему лагерю со словами: «Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?» И тогда пришел к князю один старик и сказал ему: «Князь! Есть у меня один сын мень­шой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого детства ни­ кто его не бросил еще оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился на меня и разодрал кожу руками». Обрадованный князь призвал чудо-молодца к себе, но тот сначала попросил его проверить. На него натравили разъяренного вола, но молодец увернулся и отхва­тил рукой у вола кусок мяса. Впечатленный князь сказал, что тот может биться с печенегом.
На следующее утро состоялся поединок: «И выступил муж Влади­мира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились крепко, и удавил муж печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. И воскликнули русские, и побежали печенеги, и гналась за ними Русь, избивая их, и прогнала».
По словам «Повести временных лет», князь Владимир сделал своего поединщика и его отца «великими мужами». А в честь победы заложил город Переяславль. Тут автор «Повести...» для красного словца немно­го приврал — ведь город Переяславль был известен еще в начале X века. Автор «Повести...» также не называет русского «храбора» по имени. Но народные предания величают его Никитой Кожемякой или Яном Ус-мошвецом.

Покорение касогов

Второй случай произошел в 1022 году с братом Ярослава Мудрого, Мстиславом Владимировичем Храбрым, князем Тмутараканским. Ког­да он пошел в поход на касогов (кавказское племя, предки нынешних черкесов и адыгов), то в личном поединке одолел касожского вождя Редедю, а потом зарезал его.
К слову, ныне этот эпизод часто трактуют неправильно, а тот факт, что Мстислав зарезал Редедю ножом, считают постыдным. Однако Мстислав, по представлениям своего времени, поступил в высшей сте­пени благородно, сохранив кавказскому джигиту главное — честь. Ибо еще перед поединком Редедя поставил условие: «...если одолеешь ты, возьмешь богатства мои, и жену мою, и детей моих, и землю мою. Если же я одолею, то возьму твое все».
Мстислав в поединке победил (предварительно обратившись за по­мощью к Богородице): «...и ударил им о землю. И вынул нож и ударил его ножом в гортань и так зарезан был Редедя. И пошел в землю его и взял все богатства его, и жену его, и детей его, и обложил касогов да­нью». То есть Мстислав зарезал Редедю, чтобы тот не был свидетелем того, как русич по условиям поединка будет брать «богатства его, и жену его, и детей его». Возвратившись в Тмутаракань, князь воздвиг церковь Богородицы. К слову, уже в следующем году Мстислав пошел на бра­та Ярослава с войском, в котором были и касоги. То есть, по их пред­ставлениям, Мстислав победил Редедю в честном бою и сам стал касожским князем по праву.
Подводя итоги всему сказанному, следует еще раз подчеркнуть, что «храборы» никогда не переводились на Руси. Однако изучать этот во­прос только по былинам или другим сугубо литературным произведениям было бы опрометчиво.

ПОДПИШИСЬ, ПОСТАВЬ ЛАЙК И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ!