Итак, великыя реформы законодательства после первых успехов притормозили. Начатая самим императором война с Персией обернулась полным позором. Кредит доверия к государю потерян. Вера в государя на нуле. Дальше по списку должна идти отправка государя на упокой.
Дело было как: в римских городах поздней античности не было спорта популярнее, чем гонки на колесницах. И спортивные клубы имели огромное влияние на общественную, отчасти политическую, и отчасти на банально преступную сферы жизни. Среди этих клубов самыми сильными были Синие и Зеленые. И тут внезапно вышло, что члены Синих и Зеленых устроили большой разбой. Бандитов вполне справедливо отправили на виселицу, но так вышло, что две из семи веревок подвели, и двоим преступникам (один зеленый и один синий, вот удача) удалось укрыться в монастыре неподалеку. Монахов просили выдать негодяев. Монахи не поддавались.
В следующий вторник (день проведения гонок) толпа вышла к императорской ложе просить амнистии для осужденных. Император отмахнулся, из-за чего толпа пошла громить столичные тюрьмы. Уже в среду, вновь во время проведения гонок, толпа пошла с новыми требованиями к императору. Требовали не амнистии, но отставки ключевых чиновников. Кабы не стало хуже, Юстиниан согласился. В четверг толпа уже пошла искать себе нового государя и, не найдя, начала громить город. В воскресенье новый государь нашелся - толпа провозгласила императором Ипатия, племянника позапрошлого императора. Город охвачен хаосом, Синие с Зелеными вершат на улицах самосуд, и даже дворцовая стража потеряла доверие императора. Еще чуть-чуть, и все рухнет.
Подавлявший восстание Велисарий, один из центральных персонажей для этой истории
Но не рухнуло. Юстиниан не собирался отпускать трон и решил искать выход из положения. Собравшихся на ипподроме Синих удалось перекупить и уговорить разойтись подобру-поздорову. За уходящими Синими на ипподром вошли элитные части недавно воевавшего в Персии Велисария, и вместе с германскими федератами они устроили кровавую баню. На следующее утро разрушенный город был усеян 30 тысячами трупов, что составило примерно 5 процентов от 500-тысячного населения города. Режим удержался с горем пополам.
Оцените масштаб трагедии: нашелся повод восстать против государя – нашлись исполнители и щедрые заказчики. Сегодня это были патриции – завтра это будут верные друзья вместе с военачальниками и провинциалами. И реки крови в столице толком ничего не предотвратили, а в лучшем случае отодвинули срок неизбежной узурпации. Победа над городской толпой - ничто по сравнению с победой над варварами, и чести отдавшему приказ не делает. Юстиниан оказался загнанной в угол крысой, вынужденной самими обстоятельствами стоять и подслушивать за каждой дверью.
А теперь представьте себе, что вы на месте Юстиниана. Ваш императорский рейтинг исчисляется в единицах процентов. Текущее представление народа о вас – кровавый тиран, не погнушавшийся резать собственных подданных, как свиней, в самой Столице. Оправдаться вам нечем – ну нет у вас громогласных успехов или планов, какими можно оправдать 30 тысяч трупов сограждан. Что о вас думают вельможи, и узнавать страшно. Так вот, как же вы будете спасать свое правление?
Где-то в альтернативной вселенной…
Перестрелять Политбюро нельзя. Устроить Культурную революцию - тоже. Реформой законодательства не отделаешься – надо что-то больше, например, победить какого-нибудь злюку и завернуть это красиво, мол, план Юстиниана. И тут ВНЕЗАПНО оказывается, что два года назад в варварском королевстве вандалов в Африке узурпировали вашего Дорогого Брата Хильдериха. Да, именно два года назад, когда вы еще надеялись побороть персов. В тот самый момент Юстиниан… погрозил пальцем. Никаких обещаний возмездия. Но сейчас времена другие, и надо вертать взад рейтинг власти.
Сейчас важно обговорить один историографический домысел, который преследует почти все работы по Юстиниану, а именно – что Юстиниан от начала и до конца был поборником восстановления Рима на Западе. Этим домыслом полна и старая историография, и новая, и народное восприятие императора. С чего мы вообще это взяли? Нам так сказал сам Юстиниан спустя два года после завоевания Африки и через год после занятия Сицилии в 11 главе 30 Новеллы. Дословно:
«Господь… дал нам надежду вернуть к нашей державе страны, которые римляне потеряли своим попустительством.» (мой перевод The Civil law Scott'а -И.)
Причем чуть ранее, в одноименном Кодексе, в 27 главе 1 части Юстиниан благодарит Господа Бога за
«возможность отмщения за надругательства над Его Церковью и освобождения от рабства населения этих многих провинций».
В действительности прикрытие «Восстановлением империи» началось даже позже первой завоевательной войны – только когда император закусил удила и начал воевать по-крупному. И положила начало этому смесь случайности и поражения: не будь поражения в Персии, не было бы и восстания, и войны с вандалами, по всей видимости, тоже. А поражения в Персии могло бы и не быть, если бы Юстиниан с дядей намеренно не драконили персидского государя отказом от усыновления его сына Хосрова и переполохом в Закавказье. Можно сказать, Юстиниан загнал себя в эту ситуацию сам, и сам её расхлебывал.
Следующая цель - Вандальское королевство
Так вот, о вандалах. Вандальское королевство в Африке появилось благодаря тому самому «попустительству римлян» вкупе с высокой мотивацией вандальских войск. Там буквально была ситуация «победа или смерть». И вандалы победили, после чего осели в Римской Африке – зажиточной области, своим положением спасённой от больших римских смут. Более того, при вандалах Африка не загнулась и вполне сносно себе жила дальше, но есть нюансы.
Нюансы нам подсказал сам Юстиниан в Кодексе: вандалы были арианами, еретиками. Сам факт нас пугать не должен – варвары, как правило, спокойно себе молились, и другим молиться не мешали. Вандалы же такое не практиковали, раз уж пан – арианин, то и подданные ариане. А подданные вообще-то католики. Как быть? Гонять католическое духовенство, изымать имущество католиков, и сосредоточить власть в руках некатоликов. Перерыв между гонениями дал король Хильдерих, Дорогой Брат Юстиниана, но и его не вытерпели. В итоге все осталось, как было. Некатолики-вандалы были опорой режима, его мечом и щитом. Они несли наследственную повинность, и для них жизни без короля нет.
Решился Юстиниан, по-видимому, в том же году после восстания Ника. Как-никак, армию надо было собрать, подготовить, а затем и обеспечить ей снабжение от королевства готов в Италии. А еще очень не хотелось повторить прошлые попытки римлян отбить Африку – приплыть да сгинуть, даже не высадившись. На роль воеводы взяли того же Велисария вместе с той же армией, какой подавляли бунт в Константинополе. Последним и главным аргументом «за» стали восстания в королевстве вандалов - в Триполитании, что на востоке, и в Сардинии, куда надо плыть.
Велисарию дали карт-бланш поступать, как тот сам сочтёт нужным, и, увидев возможность вырвать вандалов с корнем из Африки, он с радостью ей воспользовался. Вандальский флот вместе с войском были в Сардинии, Карфаген буквально на ладони, бери – не хочу. Для всего правления Юстиниана настал важнейший момент: пан или пропал.
Велисарий с войском высадились у местечка Капут Вада, находившегося в трех днях от Карфагена. Покуда был жив пленённый Хильдерих, римляне клялись, что пришли возвращать ему трон, к тому же старались добывать припасы честным путем, покупая у местных. Мародеров громогласно и растиражированно казнили. В общем, освободительная война как есть.
С супостатами римляне встретились уже в десяти милях от Карфагена. Там, удачей, случаем и мастерством, римская кавалерия в одни ворота раздербанила поспешно собранных вандалов. Карфаген был взят. На этом война не кончилась – сардинский флот вернулся домой, и вражины перегруппировались. И в этот раз, хоть и не настолько драматично, варвары были разбиты. Пока короля вандалов доставали из-под земли, над самими вандалами вершили самый настоящий геноцид. Тех, кого не настигли раньше, почти целиком уничтожили. Вандальское имущество целиком изъяли. Часть дееспособных варваров силком забрали в армию ауксилиями. Жен с детьми отдали солдатам.
Вот он - Триумф Велисария
Малой кровью Велисарий достиг того, чего до него не достигли три римские экспедиции. Во-первых, он смог высадиться, во-вторых, разбить вандалов в бою, и в-третьих, победить, так еще и малой кровью. За такую красивую «прогулку» Велисарий выбил себе столичный триумф. И это знаковый случай – триумфов давно не было, а у неимператоров – со времен Республики.
Юстиниан, должно быть, был на седьмом небе от счастья. Со второй попытки он получил свою «маленькую победоносную войну». Кровожадный тиран, с лёгкой подачи Велисария, обернулся вновь божьим ставленником и защитником римского народа. Уже после этого, задним числом, поход в Африку становится сначала крестовым походом на еретиков, а затем и восстановлением римских границ.
#Скоро
На этом можно было и закончить, но император вошел в кураж. Да и любой на его месте вошел бы – вы выбили зубы варварскому королевству небольшим войском и малой кровью и целиком к себе присоединили его территории. Вам – честь, хвала и дешевый политический капитал. Поставите дело на конвейер – так и вовсе станете лучше Траяна и счастливее Августа. И стать таки захотелось – следующую жертву на алтарь выбрать было несложно, ведь снова вышло, что в соседнем варварском королевстве на престол сел неправильный кандидат.
Сборник всех статей цикла о Юстиниане: vk.com/@ryousuketaka-vip-jus-0
Мои остальные работы, под тэгом #Иштван (вставляем в строку поиска и смотрим), можно найти в метавселенной кошки:
https://vk.com/catx2 - непосредственно история, от древней до современной;
https://vk.com/cat0news - новости и геополитика;
https://vk.com/catgeeks - заметки о гик-культуре.
Коли вам нравится что я пишу, можете наградить копеечкой через админку (главное подпишите кому) по этому реквизиту 4276 5500 7089 1588 (Сбербанк). Ваши комментарии и ваши пожертвования греют мне душу и мотивируют писать больше и лучше.