Найти в Дзене
PublicO

Может ли сокращение нефтегазовых доходов стать шансом для возрождения российской промышленности?

Экспорт российской нефти снизился на 54% за первую неделю действия потолка цен в 60 долларов за баррель, а в начале этой недели страны Евросоюза согласовали еще и предельную стоимость на газ из России. Похоже, что времени для отказа от «нефтяной иглы», на которой десятилетиями сидел отечественный бюджет, лучше не придумать. Готова ли российская промышленность измениться и вывезти экономику вместо нефтяных танкеров? Спросили об этом у наших экспертов. 

Игорь Николаев, экономист:

«Надо смотреть на те отрасли, которые еще не под санкциями, которые могут приносить какой-то доход. Это, прежде всего, то же сельское хозяйство, а если промышленность, то пищевая, производство медоборудования, возможно, и фармацевтическая промышленность. Отдельные отрасли промышленности могут развиваться и в таких условиях, но в целом для развития промышленности сокращение нефтегазовых доходов в условиях, когда экономика остается сырьевой, не добавляет шансы, а наоборот, лишает их для того, чтобы промышленность как-то вдруг резко перестроилась и возродилась». 

Юрий Симачев, экономист:

«Все-таки проблема не только в том, падают или растут нефтегазовые доходы. Проблема в том, возможна ли осмысленная промышленная политика. В настоящее время для такой политики есть и дополнительные ограничения. Тем не менее, само по себе сокращение нефтегазовых доходов и та ситуация, в которой мы находимся сейчас, дает нам ряд существенных уроков: прежде всего, нам необходимо понять, насколько важны инвестиции в развитие человеческого капитала, в развитие знаний и отечественных технологий, насколько вообще важно контролировать уровень зависимости от других стран. Автаркия неэффективна, и ориентация на себя практически невозможна». 

Читайте полную версию комментариев наших экспертов на сайте Publico.ru