Найти тему
Бежецкая старина

О чем рассказала старинная открытка, отправленная из Бежецка в Петербург 116 лет назад?

Предлагаю читателям блога небольшое историческое расследование, на которое меня побудила почтовая открытка, посланная из Бежецка в столицу Империи в далеком 1906 году.

В собрании государственного музея истории Санкт-Петербурга хранится открытка с видом Бежецка, выпущенная издательством «Варшавского магазина» П.Ф. Рудакова не позднее 1904 года. Об этом магазине и о его владельце – замечательном бежецком издателе, предпринимателе и строителе – подробнее можно узнать в моих предыдущих публикациях.

На открытке мы видим зимний заснеженный Бежецк, а именно улицу Большую. Без труда определяется точка съёмки фотографии, с которой была напечатана открытка, – рядом с домом № 59 – усадьбой нотариуса В.И. Тугаринова. Кусочек балкона этого дома виден на левом крае снимка. За ним просматривается здание городского училища – нынешний Бежецкий литературно-мемориальный и краеведческий музей. Крупный деревянный двухэтажный дом по правой стороне улицы тоже сохранился до нашего времени – это усадьба вдовы провизора О.А. Байер. На момент создания снимка в доме Байер размещалась бежецкая почтово-телеграфная контора.

Бежецк. Введенская церковь. Открытка издания «Варшавского магазина» в Бежецке. Из собрания ГМИ СПб.
Бежецк. Введенская церковь. Открытка издания «Варшавского магазина» в Бежецке. Из собрания ГМИ СПб.

Интересующиеся историей Бежецка сразу заметят, что название «Введенская церковь», напечатанное на лицевой стороне открытки, ошибочно. В перспективе улицы мы видим Воскресенский собор с колокольней, а совем не Введенскую церковь, которая находилась на одноименной площади в начале Большой улицы. Оба храма были уничтожены в 1936 году. От величественного собора осталась только небольшая теплая Казанская церковь, а от Введенского храма – старинная шатровая колокольня XVII века.

Однако в данном случае интересна не столько сама тиражная открытка, сколько ее оборот. На обороте написан следущий текст:

Бежецк.
Просила бы Вас прислать мне открытки с изоб.[ражениями] оперн.[ых] артистов и артисток в таких ролях: из оп.[еры] «Демон» Тамару и Демона, из оп.[еры] «Фауст» Маргариту, Фауста, Мефистофеля, Зебель и Валентина, из оп.[еры] «Пиковая Дама» Лизу, Германа, князя, графиню, из оп.[еры] «Русалка» Мельника и русалку.
Н. Тыранова-Чернова.
Бежецк. Введенская церковь. Открытка издания «Варшавского магазина» в Бежецке. Из собрания ГМИ СПб. Оборот.
Бежецк. Введенская церковь. Открытка издания «Варшавского магазина» в Бежецке. Из собрания ГМИ СПб. Оборот.

Штампы позволяют определить, что открытка была отправлена из Бежецка 7 июля 1906 года и прибыла в столицу уже на следущий день в 10 часов 12 минут.

Кем же была отправительница письма Н. Чернова-Тыранова? Однозначно ответить на этот вопрос пока не удалось, но одно можно сказать достаточно определенно – она принадлежала к семье потомков Алексея Петровича Чернова-Тыранова (1789–1857), богатого купца, бежецкого городского головы. В 1864 году семья Черновых-Тырановых, одними из первых среди бежечан, была возведена в потомственное почетное гражданство Российской империи.

Почерк, которым написано письмо, кажется подростковым, ученическим. Предположу, что Н. Чернова-Тыранова могла быть юной девушкой гимназисткой, увлекавшейся театром. Но к кому же она обращает свою просьбу прислать ей открытки с артистами известных опер?

На открытке написан адрес назначения: С. Петербург. Вас.[ильевский] Остр.[ов], 14 лин.[ия] 33. Господину А.А. Флоридову.

Флоридов Александр Александрович в справочнике «Весь Петербург» на 1906 год.
Флоридов Александр Александрович в справочнике «Весь Петербург» на 1906 год.

Справочник «Весь Петербург» на 1906 год позволяет однозначно определить адресата. Это сотрудник Императорской публичной библиотеки, известный литературовед Александр Александрович Флоридов (1862–1913). Подробные сведения о нем дает биографический словарь Российской национальной библиотеки (так сейчас называется учреждение, где работал А.А. Флоридов).

Дворянин, прекрасно образованный человек, выпускник Петербургского университета А.А. Флоридов всю жизнь посвятил работе в Императорской публичной библиотеке, где заведовал отделениями философии, филологии и изящной словесности. По оценкам сослуживцев и читателей, «тишайшего Александра Александровича», как они его называли, отличали чрезвычайная добросовестность в работе, широкие и глубокие знания, деликатность и «исключительная скромность, доходившая до того, что он не ставил своего имени под иными работами, которые вполне этого стоили».

Групповой портрет сотрудников Императорской публичной библиотеки по случаю десятилетия пребывание Д.Ф. Кобеко на посту директора. 1912 год.
Групповой портрет сотрудников Императорской публичной библиотеки по случаю десятилетия пребывание Д.Ф. Кобеко на посту директора. 1912 год.

Флоридов выступал и на литературном поприще. Под его редакцией вышли издания русских поэтов Н.М. Языкова и Ф.И. Тютчева, двухтомник сочинений известного поэта и баснописца И.И. Дмитриева с кратким очерком литературной деятельности писателя. В 1912 году Флоридову было поручено написание истории Публичной библиотеки к ее столетнему юбилею, он усиленно начал работать над нею, однако болезнь и последовавшая за этим смерть помешали осуществить это дело. А.А. Флоридов имел чин статского советника. За безупречную службу был награжден орденами Св. Владимира 4-й степени, Св. Анны 3-й степени, Св. Станислава 2-й и 3-й степени.

Но что же связывало бежечанку Н. Чернову-Тыранову и уважаемого сотрудника Императорской библиотеки, общепризнанного специалиста по русской литературе XIX века? Может быть родственные связи? Почему к столь высокопоставленному человеку она обращается с такой пустячной просьбой? Все эти вопросы пока остаются без ответов и требуют дополнительного расследования.

В заключение предлагаю читателям посмотреть на открытки с фотографиями оперных звезд того времени – Ф.И. Шаляпина, А.В. Неждановой и других в образах тех героев, которых просила прислать в Бежецк Н. Чернова-Тыранова.