Уважаемые читатели, сегодня расскажем об удивительной загадке, связанной с происхождением ордена Подвязки из Оружейной палаты Московского Кремля. Этот орден учреждён в 1348 году и является высшей наградой Англии, которой в исключительных случаях удостаивались только члены Британской королевской семьи, высшие сановники Великобритании и иностранные монархи. Долгое время считалось, что орден Подвязки, хранящийся в Оружейной палате, подарен Ивану Грозному Елизаветой I Тюдор.
Эта легенда появилась после публикации в 1671 году заметок о России англичанина Сэмюэля Коллинза. В них приводятся следующие строки: "...Некоторые говорят, что Георгий включен в Pyccкий герб после того, когда королева Елисавета прислала к Ивану Васильевичу орден Подвязки...". Следует отметить, что эти слухи, которые привёл врач царя Алексея Михайлович, точно ошибочны в части герба России - изображение Георгия Победоносца встречается ещё в XI веке на монетах Ярослава Мудрого, а всадник с копьём, поражающим дракона, появился на царской печати одновременно с двуглавым орлом при Иване III. Сомнительным является и утверждение о вручении высшей награды Ивану Грозному. Во-первых, орден Подвязки из Оружейной палаты представлен только знаком, то есть золотым с финифтью, украшенным розами и унизанным жемчугом и яхонтами, изображением Святого Георгия на коне с копьём, поражающим дракона. А комплект ордена Подвязки должен включать также цепь, ленту, звезду, носимую на левой стороне груди, меч, кольцо, золотые шпоры и шапку из синего бархата - всего 8 предметов. Во-вторых, орден вручается английскими послами на специальной церемонии и после смерти кавалера возвращается в Англию. Однако, ни в русских, ни английских летописях не зафиксировано торжеств по случаю награждения русского царя или требований англичан вернуть орден, что весьма странно, учитывая знаменательность такого события.
В-третьих, несмотря на то, что Иван Васильевич разрешил англичанам организовать в России Московскую компанию с правом беспошлинной торговли, построить порт в Архангельске и фактории по берегам Двины, эти экономические преференции никак не связаны с рыцарским орденом Подвязки, которым награждают иностранных монархов за успешные сражения в пользу английского короля. Также существует версия, что Иван Грозный предложил английской королеве Елизавете I выйти за него замуж, а та отказалась, но, чтобы не обидеть царя, отправила ему орден Подвязки. Однако, на самом деле, Иван Грозный вёл переговоры о браке не с Елизаветой, а с её племянницей Марией Гастингс, о чем сообщил резидент Московской компании Джером Горсей в своих мемуарах. Кроме того, лучшим подарком Ивану Грозному был бы не орден, который требует ношения чулков и башмаков на церемонии вручения, в чём Ивана Васильевича трудно представить, а корабли или вооружение. Но, если первым русским кавалером ордена Подвязки был не Иван Васильевич, то как в Оружейной палате оказался высший рыцарский орден Англии?
В 1873 году директором Главного архива МИД стал барон Фёдор Андреевич Бюлер. Он заинтересовался орденом Подвязки, так как по документам выходило, что знак рыцарского ордена передан в Оружейную палату из Московского архива Министерства иностранных дел. Бюлер изучил архивные документы и обнаружил, что английский знак получен в 1726 году от Андрея Матвеева, утверждавшего, что орден Подвязки вручен его отцу Артамону Матвееву английским королём Карлом II Стюартом. Следует отметить, что боярин Артамон Матвеев являлся воспитателем матери Петра Великого и главой "клана Нарышкиных", а также руководил Посольским и Аптекарским приказами, то есть министерствами иностранных дел и здравоохранения.
Некоторые полагают, что Матвеев мог уговорить царя Алексея Михайловича предоставить займ Карлу II Стюарту на борьбу с революцией в 1651 году или разорвать торговые отношения с английским революционным правительством Кромвеля (1653-1658), тем самым вызвав благодарность Карла II. Однако, шансов на получение ордена Подвязки у Артамона Сергеевича было ещё меньше, чем у царя Ивана Васильевича. Во-первых, за всю историю существования ордена его кавалерами ни разу не становились поданные иностранных государств за исключением монархов. Это не удалось впоследствии ни генералиссимусу Суворову, ни государственному канцлеру Горчакову, несмотря на их стремление получить орден Подвязки и очевидные заслуги перед Англией. Во-вторых, в годы изгнания английского короля Карла II (1651-1660) Артамон Матвеев находился в подчинении у Бориса Морозова и Ильи Милославского, которые определяли внешнюю политику царя Алексея Михайловича. Влиятельным министром он стал только в 1671 году после свадьбы Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной, воспитанницей Матвеева.
Следует отметить, что директор архива МИД барон Фёдор Бюлер считал обе версии несостоятельными и запросил через русское посольство в Лондоне список всех кавалеров ордена Подвязки. Оказалось, что ни царя Ивана Грозного, ни царя Алексея Михайловича, ни боярина Артамона Матвеева нет среди 546 лауреатов ордена, объявленных английскими королями с 1348 по 1726 годы. При этом, первым русским кавалером ордена Подвязки стал Александр I за победу над Наполеоном, а вторым Николай I - за Наварьинское сражение. Любопытный факт - после кончины Николая Павловича его орден Подвязки был возвращен британской королеве Виктории, которая им же наградила Наполеона III за успешные сражения против русских в Крымской войне.
Сам барон Бюлер предположил, что российский посланник Григорий Микулин в 1600 или 1601 году купил знак ордена Подвязки у лондонских ювелиров, так как его посольство в Англию пришлось на день Святого Георгия, торжественный праздник ордена Подвязки. А Матвеев, ставший главой Посольского приказа в 1671 году, взял орден на хранение к себе домой. Другие исследователи утверждают, что Артамон Матвеев или сам купил подделку, или получил её в качестве подарка. В пользу версии, что орден Подвязки является поддельным свидетельствуют необычные артефакты на изображении святого Георгия Победоносца - всадник без шлема, а змей имеет три головы вместо одной.
При этом, удивительно, что Бюлеру эти отличия не показались странными. Кроме того, против версии подделки свидетельствует и следующий факт. В Оружейной палате экспонируется не только знак ордена Подвязки, но и заверенный красной восковой печатью статут, то есть грамота, определяющая порядок ношения ордена. На что Бюлер предположил, что Микулин вместе с орденом Подвязки попросил одновременно скопировать и его статут. Однако, существует более правдоподобная версия происхождения ордена.
Почему-то никто из исследователей загадки ордена Подвязки из Оружейной палаты не обратил внимание на мать Андрея Матвеева - Евдокию Григорьевну, которая принадлежала к древнему шотландскому роду Гамильтон. В 1474 году Гамильтоны породнились со Стюартами и стали второй по знатности после Стюартов семьей в Шотландии. Среди семьи Гамильтон по состоянию на 1671, то есть год публикации заметок Сэмюэля Коллинза, сразу три её члена получили высшую награду Англии:
- Яков, второй маркиз Гамильтон, в 1622 году от короля Якова I Стюарта;
- Яков, первый герцог Гамильтон, в 1630 году от короля Карла I;
- Уильям, второй герцог Гамильтон, в 1649 году от короля Карла II.
При этом, если первые два Гамильтона не только объявлены кавалерами, получили все предметы ордена Подвязки и участвовали в торжественной церемонии вручения, то Уильяму Гамильтону повезло меньше. В 1648 году он был вынужден бежать от революции и войск Кромвеля в Нидерланды вместе с принцем Уэльским, будущим Карлом II Стюартом. В январе 1650 года Карл II объявил Уильяма кавалером ордена Подвязки и заказал изготовление ордена королевскому ювелиру из Джерси. При этом, Уильяму успели отправить в Голландию только ленту и знак святого Георгия. Судя по книге "Memorials of the most noble Order of the Garter, from its foundation to the present time", у королевского ювелира также возникли какие-то проблемы с орденом Подвязки. Так или иначе, но в сентябре 1651 года Уильям Гамильтон погиб в сражении при Вустере, так и не дождавшись церемонии вручения награды. Не исключено, что лента и знак Святого Георгия остались в Голландии у дочерей Уильяма Гамильтона, одна из которых могла являться Евдокией Гамильтон, супругой Артамона Матвеева. Это объясняет, как неполный комплект ордена Подвязки оказался у Андрея Матвеева.
Следует отметить, что эта версия не совпадает с родословной Евдокии Гамильтон, записанной ею собственноручно для сына. При этом, Андрею Матвееву впоследствии не удалось найти каких-либо документов, подтверждающих ни существование российских Гамильтонов с 1542 года, ни дату и место рождения матери. По любопытному совпадению, относительно Мэри Гамильтон, третьей дочери кавалера ордена Подвязки Уильяма Гамильтона, наоборот, отсутствуют записи о смерти уже согласно британским документам. Однако, загадки происхождения Евдокии Гамильтон и второй супруги Андрея Матвеева, изображенной на портрете в Шарлоттенбурге, - большие темы для отдельного исследования. Не пропустите в одном из следующих выпусков.