На просторах интернета аббревиатура M&A встречается нередко, однако знакома она далеко не всем. M&A – это «mergers and acquisitions», что с английского переводится как «слияния и поглощения». Что это за сделки?
Сделки M&A (слияния и поглощения) – сделки, в результате которых происходит объединение активов двух компаний
Цели сделок M&A
Глобальная цель - за счет объединения увеличить финансовые и операционные метрики - бизнес-метрики и увеличить прибыль. Суть в синергетическом эффекте: прибыль объединенных компаний больше, чем сумма их прибылей при работе по отдельности. На языке математики это «1+1=3».
Это возможно за счет ряда факторов:
▪️ Снижение издержек: за счет эффекта масштаба
▪️ Использование взаимодополняющих ресурсов: например, приобретение завода – производителя комплектующих (собственное сырье вместо его закупки)
▪️ Возможность получения налоговых льгот
▪️ Доступ к технологиям: объединение встречного опыта
▪️ Доступ к новым видам деятельности: за счет использования патентов, лицензий
▪️ Объединение усилий в сфере новых разработок: за счет объединения финансовых и интеллектуальных ресурсов
▪️ Привилегии на рынке кредитования: доступ к капиталу на более выгодных условиях
▪️ Диверсификация: расширение видов деятельности по отраслям и регионам
▪️ Стремление к монополизации: более крупный игрок имеет больше шансов диктовать свои условия на рынке
Чем отличаются слияние и поглощение?
Хоть сделки и рассматриваются в совокупности, обозначаясь одним термином, между ними есть разница. Возьмем за ориентир ФЗ «Об акционерных обществах».
Слияние: две или более компаний образуют новое юридическое лицо, которому переходят все права и обязанности.
Поглощение: одна из компаний получает контроль над активами другой компании или группы компаний, которые прекращают существование. В российском законодательстве «поглощение» = «присоединение общества».
Результаты сделок M&A имеют как положительные, так и отрицательные итоги. Все зависит от того, со стороны какой компании смотреть. Но попробуем преимущества и недостатки все же систематизировать.
Преимущества M&A:
Синергетический эффект развития бизнеса
Ликвидация конкурентов
Общие точки производства и сбыта, каналы продаж
Диверсификация бизнеса по видам деятельности, а также географическая
Относительно простой «обход» законодательных барьеров
Недостатки M&A:
Утрата первоначальной стратегии какой-либо из компаний
Столкновение идеологий, риск несовместимости корпоративных культур
Риск потери клиентов и качества сервиса
Возможны неоправданно высокие затраты на проведение сделки и юридические риски
Кейс Яндекса
Яндекс время от времени прибегает к сделкам M&A. Например, в 2019 году он купил сервис вопросов и ответов The Question – теперь это Яндекс.Кью. Но гораздо более значимым событием стала покупка Яндексом банка Акрополь. В результате он получил брокерскую, дилерскую, депозитарную и универсальную банковскую лицензии - это открывает огромные возможности для финтех-направления. Например, собственная банковская карта, инвестиции и кредитование на Маркете.
До этого велись разговоры по слиянию Яндекса и Тинькофф банка. К слову о терминологии: основатель TCS Group Олег Тиньков заявил, что принял решение разорвать сделку с Яндексом после того, как вместо слияния ее стали считать поглощением банка интернет-компанией. Налицо уже имиджевая история.