Как и другие памятники прошлого, Великая пирамида обладает археоакустическими свойствами, которые могут дать ключ к разгадке ее истинной функции.
Одним из самых известных дворцов эпохи Сефевидов Персидской империи является Али Капу. Он был построен в начале XVII века в иранском городе Исфахан. На его шестом этаже расположен так называемый Дворцовый мюзик-холл. Его впечатляющие сводчатые потолки с уникальным узором из гипсовых ниш, вырезанных в форме ваз и других сосудов, создают зонтик, создающий реверберацию звука, который идеально подходит для интимной музыки, особенно иранских баллад.
Археоакустика изучает акустический контроль в древних помещениях и зданиях , чтобы определить, были ли эти свойства звука важны в древних культурах.
Известно, например, что в устье колодца водных колдунов в Чичен-Ице происходит акустическое явление, известное как «хвост Кецаля». Если остановиться в 40 метрах от храма Кукулькана, на перпендикулярной лестнице и там хлопнуть в ладоши или поиграть на ударном инструменте, то получится специфический акустический эффект, напоминающий нам об почитаемой майя птице. Интересно, это явление встречается в других сооружениях древности: Например в Великой пирамиде Хеопса, в Египте?
Таким вопросом задается британский писатель и историк Эндрю Коллинз, автор более десятка книг, которые бросают вызов нашему восприятию прошлого. Согласно интересной статье, опубликованной на сайте Ancient Origins, он и другие люди заходили в различные камеры Великой пирамиды, готовые записывать звуки и проверять их акустические свойства.
Он взял за основу исследования, проведенные британским инженером Родни Хейлом , который предположил, что нисходящий проход, ведущий в подземную камеру, расположенную в скальной породе плато, под двумя миллионами блоков пирамиды, мог функционировать как резонансная трубка.
Чтобы прийти к такому выводу, он отметил похожий на трубу внешний вид узкого коридора длиной 16,2 метра и тот факт, что он был намеренно вырезан и отполирован по всей длине, что, по его мнению, указывает на то, что он должен был выполнять какую-то функцию. Этого, кстати, не придерживался ни один египтолог, так как считал его заброшенным проходом, не представляющим интереса.
Хейл вошел внутрь вместе с шестнадцатью другими людьми и в течение двадцати трех часов записывал хлопки, звуки и песни. Просматривая записи, полученные с помощью различных звукозаписывающих устройств (некоторые участники использовали до двух устройств одновременно), Хейл обнаружил, что звуки, издаваемые в Камере Царицы, не слышны в подземной камере, но звуки, издаваемые в Камере Царицы, слышны в Камере Царя, даже если в окружающем шуме, производимом во всех основных камерах, присутствуют постоянные уровни очень низких частот (VLF) (см. график ниже).
Согласно его гипотезе, пирамида обеспечивает восходящую передачу звука из одной камеры в другую через сводчатую Большую галерею, что, по его мнению, может быть связано с ее основной функцией. Другими словами, это сооружение не было гробницей, как предполагает ортодоксальная египтология, а выполняло другую функцию.
Согласно изданию Ancient Origins, "самая высокая амплитудная частота звука, зафиксированная в Камере Царя, составляла 49,5 Гц (см. график). Значительные пики активности также наблюдались на частотах 30,5 Гц и 33 Гц с кластером пиков между 30 Гц и 130 Гц. В Камере Царицы пики активности наблюдаются на частотах 118 Гц и 120 Гц, а другие - между 94,5 Гц и 125,5 Гц".
Сам Коллинз вошел в пирамиду с пятью людьми и проверил для себя археоакустические свойства , задокументированные Хейлом, и, кроме того, к своему удивлению обнаружил сильное присутствие инфразвука в тупиковом проходе подземной камеры. «Были пики активности на частотах 5,13 Гц и 16,13 Гц». И они должны были быть очень громкими, чтобы их записали на диктофон смартфона (в данном случае, встроенный микрофон и диктофон классического Blackberry британского исследователя).
Полученные результаты наводят Коллинза на мысль, что Тупиковый проход был спроектирован как резонансная труба, производящая инфразвук с базовой частотой около 5 Гц. Это важно, потому что инфразвук вызывает чувство разъединения и может вызвать психические переживания и мистические события, подобные тем, которые испытали многие и многие люди, посетившие памятник.
А что вы думаете об этом?