Качество дорожного покрытия — важный элемент безопасности дорожного движения. Вне зависимости от расположения и принадлежности, дороги должны соответствовать установленным нормам, в противном случае необходимо провести обязательный ремонт. Качество любой автомобильной дороги должно регламентироваться основным документом — ГОСТ Р 50597-2017, действующим с июня 2018 года (взамен аналогичного ГОСТа 1993 года). В нем подробно изложены максимально допустимые отклонения на всех типах дорог.
В случае недопустимых повреждений дорога ремонтируется собственником.
Кому принадлежат автодороги
Бесхозных дорог, за которые никто не несёт ответственности, нет. Они все находятся во владении и юрисдикции ведомства или лица.
Согласно Федеральному закону №257 от 08.11.2007 года в редакции 14.07.2022 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги находятся в:
- федеральной собственности (федерального значения общего и необщего пользования);
- собственности субъектов РФ (дороги регионального и межмуниципального значения);
- муниципальной собственности (дороги, находящиеся в границах населённого пункта, не относящиеся к дорогам федерального и межмуниципального значения);
- собственности юридических лиц;
- собственности физических лиц.
Юридические либо физические лица являются собственниками автодороги, построенной на собственные средства на участке земли, официально выделенном для строительства автодороги.
Согласно приказу Министерства транспорта РФ № 80 от 20 мая 2009 года сформирован Единый государственный реестр автомобильных дорог, который содержит сведения о характеристиках дорог, их форме собственности, владельце и техническом состоянии. Ознакомиться с информацией по конкретной дороге можно путём получения выписки из ЕГРАП. Для этого понадобятся:
- Заявление о предоставлении сведений (образец).
- Оплата госпошлины за предоставление услуги (реквизиты).
Эти документы можно предоставить в Федеральное дорожное агентство «Росавтодор» (лично или по электронной почте), либо воспользоваться порталом Госуслуг.
В течение 14 дней вы получите информацию о назначении, владельце и состоянии дороги.
Куда писать, чтобы починили
Если дорога, не находящаяся в собственности и ведении частного лица или компании, не соответствует требованиям безопасности (плохое качество дорожного покрытия с ямами, отсутствие дорожной разметки, знаков, пешеходных тротуаров и т.д.) гражданин может подать личную или коллективную жалобу в:
- муниципалитет;
- администрацию населённого пункта;
- ГИБДД ГУ МВД по региону, к которому принадлежит объект жалобы.
Фиксация нарушений
Она происходит путём видео или фотосъёмки, с указанием даты и характеристик повреждений (например, размера ямы).
Как обратиться с заявлением на ремонт в администрацию
Пожаловаться вы можете лично подав заявление, либо на сайтах уполномоченных органов. В некоторых регионах действуют специальные ресурсы для обращений граждан (например, Официальный сайт Мэра Москвы).
Как составить письмо
Заявление оформляется в свободной форме, единого образца жалобы на дорогу в частном секторе не существует. Тем не менее есть перечень необходимых данных:
- адресат обращения (должность, учреждение);
- данные заявителя/заявителей (ФИО, адрес проживания, контактные данные);
- данные аварийной дороги (из выписки из ЕГРАД);
- причину претензии;
- доказательство необходимости ремонта (фото, протоколы о ДТП из-за состояния дороги, если они имеются);
- информация о предыдущих обращениях, если они имели место;
- дата обращения;
- подпись/подписи всех заявителей.
Скачать образец жалобы на дорогу в частном секторе
Сколько ждать ответ
После подачи жалобы вам должны предоставить ответ с указанием результатов проверки и сроками проведения работ по устранению недочётов в состоянии дороги. Максимальный срок ответа — 30 дней.
В случае, если жалоба рассмотрена и установлена необходимость ремонта, он производится в срок от 5 до 14 дней, в зависимости от характеристик дороги.
Куда обращаться дальше, если не отвечают
В случае, если на ваше обращения не было реакции в установленный срок (с точными сроками вас ознакомят при подаче), вы можете обратиться в Роспотребнадзор или прокуратуру, указав начальные данные своей жалобы и информацию об органе, не осуществившем ремонт после вашего обращения.
С обращением в прокуратуру торопиться не следует, так как в случае, если дорога будет признана не аварийной, или на ней будет произведен ремонт в процессе рассмотрения прокурорской жалобы, к административной ответственности может быть привлечен недобросовестный заявитель.
Как ещё можно привлечь внимание
Коллективная жалоба
Одиночное заявление органами власти может быть воспринято недостаточно серьёзно, особенно, если в течение долгого времени до этого дорога не являлась объектом внимания. Для демонстрации серьёзности проблемы и решимости добиться реальных действий от администрации, рекомендуется подать коллективную жалобу, например, от жителей улицы, к которой подходит спорная по качеству дорога. В этом случае оформляется одно заявление, под которым подписываются все заявители, и подаётся лично, либо заказным письмом в администрацию о ремонте.
Общественный резонанс
Кроме официальных структур, в России функционирует ряд общественных организаций, которые занимаются контролем состояния дорог (например, https://dorogi-onf.ru/), где граждане так же могут пожаловаться на состояние дороги.
Сейчас в сети Интернет существует большое количество ресурсов для обмена информацией, которые стали эффективным способом привлечения внимания к вашей проблеме, ведь даже ГИБДД производят регулярные мониторинги социальных сетей для выявления нарушений в подконтрольной области. Поэтому, параллельно с жалобами в официальные органы, вы можете разместить информацию о своей проблеме на форумах вашего города, и в этом случае ответственным лицам будет сложнее игнорировать ваше обращение.
Центр юридической поддержки граждан России. Подпишитесь на наш телеграм канал