Япония многие столетия была закрытой страной. Заморским гостям – торговцам, морякам, дипломатам – редко разрешали ездить вглубь страны, за пределы города-порта Нагасаки и его предместий. Зато в Нагасаки иностранцы могли найти любые развлечения: питейные заведения, игорные и публичные дома, и даже временных жен – мусумэ.
Слово это в переводе с японского значит просто «девушка». Брачные контракты иностранных подданных с временными жёнами заключались у местных юристов на разные сроки. Обычно – на месяц, с возможностью продления.
Супруг на время контракта получал покорную и заботливую жену, а та – денежное вознаграждение. Быть временной женой иностранного гостя было престижно и выгодно, и эти женщины не считались распутными. Никаких проблем с выходом замуж за японцев у них в дальнейшем не возникало.
Иностранцу мусумэ обходилась недорого: 40-50 йен в месяц. Еще за 20 йен можно было снять домик в Инасамуре, да и наслаждаться почти настоящей семейной жизнью.
Мусумэ ведь не только обслуживала прихоти своего «мужа», но и готовила ему еду (стараясь угодить), чистила одежду, ходила за покупками, поддерживала идеальный порядок в доме. Такие отношения не возбранялись, а даже поощрялись флотским начальством. Ведь живший с мусумэ моряк вёл себя спокойнее: меньше пил и дебоширил.
Не остался в стороне даже великий князь Александр Михайлович, внук императора Николая I. Он жил в Нагасаки с мусумэ, и откровенно рассказал о своём временном браке с японкой в мемуарах.
Заключал брачный контракт с японской девушкой и старший сын великого русского учёного Дмитрия Ивановича Менделеева – Владимир (1865–1898). Он окончил Морское училище, и с 1884 года служил офицером во флоте.
В апреле – мае 1891 года цесаревич Николай Александрович, будущий российский император Николай II, совершая кругосветное путешествие, на фрегате «Память Азова» посетил с длительным визитом Японию.
Маршрут этого корабля пролёг вокруг всей Европы и Азии на Дальний Восток через Суэцкий канал, Индию, Сингапур, Индонезию, Вьетнам, Гонконг. Владимир Менделеев служил на фрегате «Память Азова» мичманом с 1890 по 1894 гг., по протекции своего отца.
По воспоминаниям сестры Ольги, Дмитрий Иванович устроил Владимира в долгое плавание для того, чтобы он излечился от несчастной неразделённой любви к некой особе. Во время службы на фрегате, в 1891 году, сын учёного был повышен в звании и стал лейтенантом.
Проживая месяц в Нагасаки, Владимир Менделеев заключил брачный договор с молодой японкой по имени Така Хидесима.
В Научном архиве Д.И.Менделеева СПбГУ хранятся два письма от этой мусумэ. Они написаны по-русски (с её слов – переводчиком Тикатомо Сига) и переданы в Петербург из Нагасаки с русскими моряками.
Первое письмо было адресовано Владимиру и датировано 6 (18) апреля 1893 года. Оно свидетельствует о том, что отношения между ними зашли дальше обычных холодных и деловых. Вот цитаты из письма:
«Дорогой мой Володя!
Я нестерпимо ждала от тебя письма. Наконец, когда я получила твое письмо, я от восторга бросилась на него и, к моему счастью, Сига приехал ко мне и прочитал мне подробно твоё письмо. Я узнав о твоём здоровье успокоилась. Я 16 января в 10 ч. вечера родила дочку, которая благодаря Бога здравствует. Ей я дала имя в честь Фудзиямы – Офудзи. Навестили меня с «Витязя» господа Лутонин, Бенгоро, Петров с Эбергард и Отоку-сан и командир «Бобра» господин Энквист. От них дочка наша Офудзи получила приветствующие подарки. Все господа, которые видели милую нашу Офудзи, говорили и говорят, что она так похожа на тебя, как пополам разрезанные части тыквы (аналог русского – как две капли воды). Этим я крайне успокоилась от мрачных слухов, носившихся при тебе. Я получила от Окоо-сан присланные от тебя 21 иен, за это благодарю тебя».
Далее Така жалуется, что у неё умерла мать; что она с дочкой очень нуждается в деньгах, и хочет жить только с ним.
«Не умею объяснить тебе, как я мучилась, не получая от тебя долго письма. Имея твою дочку, мне нельзя, и я сама не желаю выйти за другого замуж, и потому после смерти матери я с дочкою буду ждать тебя. Мы с дочкою будем ждать тебя и от тебя известия. Я желаю послать тебе как можно поскорее фотографическую карточку нашей дочки, но теперь ещё не сделана, а пошлю при следующем письме. Мы с дочкою молимся о твоём здоровье, и чтобы ты нас не забывал. ибо ты есть наша сила».
Второе письмо, от 18 июня / 6 июля 1894 года, адресовано Дмитрию Ивановичу Менделееву. В нём Така Хидесима в почтительных выражениях просит «свёкра» сообщить ей хоть что-нибудь о Володе, который после письма, написанного 24 сентября 1893 года, больше ничего не пишет.
К этому письму мусумэ приложила фотографию, на которой она запечатлена со своей дочкой – внучкой великого учёного. Дмитрий Менделеев стал регулярно посылать Таке денег на содержание ребёнка.
А Владимир в 1896 году он женился на Варваре Кирилловне Лемох, дочери академика Императорской Академии художеств, художника-передвижника К.В.Лемоха. У них был сын Дмитрий, умерший в младенчестве. В 1898 году Владимир перешёл с флота на «тёплое место» инспектора по мореходному образованию при Министерстве финансов. Но в конце того же года заболел инфлюэнцей (т.е. гриппом), и 19 декабря его не стало.
Неизвестно, как долго Дмитрий Иванович Менделеев поддерживал связь со своей японской «снохой», посылая ей деньги на ребёнка. Скорее всего, вплоть до русско-японской войны 1904-1905 гг.
Дальнейшая судьба Таки Хидесимы и их с Владимиром Менделеевым дочери неизвестна, так как книги посемейной записи в регистратуре и записи актов гражданского состояния в буддийских храмах недоступны из-за права неприкосновенности частной жизни в Японии.
Мы не знаем также, что представляла собой Така Хидесима. Кроме этих двух писем и одной фотографии, нет никаких сведений о ней.
Ольга, сестра Владимира, написала в своих воспоминаниях, что девочка вместе с матерью погибла во время большого землетрясения в 1923 году. Но это лишь её домыслы. Во-первых, к 1923 году связь с Менделеевыми давно прервалась. Во-вторых, сомнительно, чтобы весть о смерти простого человека передавали из Японии в Россию, тем более в сложные послереволюционные годы. В-третьих, когда Ольга Дмитриевна в 1946 году писала свои воспоминания, ей было уже 78 лет.
Поэтому дальнейшая судьба «ветки сакуры» в генеалогическом древе Менделеевых – это ещё одна неразрешимая загадка истории.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграм. Пишите своё мнение!
Как вы считаете, откуда пошла традиция среди русских моряков на японских жен?