Чуть больше года назад я не знала, что такое «закваска» и сразу закрывала все рецепты, где видела это слово.
Сегодня я умею печь практически любой хлеб, не напрягаясь. Могу забыть что-то, но всегда знаю, как исправить ситуацию. Могу испечь ржаной, могу — пшеничный или пиццу. Могу сделать большие дырки в чиабатте, а могу поменьше.
Через год я себе ответила на вопрос: «Как понять, что я умею?»
Когда я умею, я это делаю, не раздумывая, не спрашивая никого «А я точно умею?», не сомневаясь в себе. Я своими глазами вижу результат того, что делаю.
Мнения людей касательно того, что я умею, могут быть очень разные: мне, например, невкусно есть хлеб из 95% пекарен. И мне вкусно есть свежую корочку домашнего хлеба. Кому-то наоборот — вкусно все из магазина или ресторана, невкусно дома. Это не отменяет факт того, что я умею создавать вкусную и полезную еду для себя и своей семьи.
Результат любого обучения — трансформация себя.
Из «не знаю» в «знаю». Из «не умею» в «умею».
Из «не контролирую» в «умею управлять». Из «не понимаю» в «прекрасно понимаю». Из «знаю» в «пользуюсь и применяю в жизни».
Результатом любого обучения должны стать конкретные перемены. Окончание программы или курса никак не связано с результатом обучения, потому что программа сделана для человека, а не наоборот. Соответственно, только сам человек может решить, когда его обучение закончилось.
Что будет, если остановиться?
Смотря на каком этапе.
Если я остановлюсь печь хлеб сейчас, через год мне нужно будет вспоминать многое заново. Прошло еще мало времени. Я не пеку хлеб каждый день в течение года, а примерно 1-2 раза в неделю.
Вот пример: когда мне было 23, я решила на год перестать есть сахар. Убрала ВЕСЬ сахар и стойко держалась. Тогда я еще искала магическую цифру, после которой формируется устойчивая привычка. Кто-то говорил 21 день, а я решила перехитрить всех😂. Я решила, что за 365 дней у привычки просто не останется шанса.
На 366-й день я взяла в рот конфету, и она показалась мне приторно, невозможно сладкой...ровно на пять минут. Через час я уже ела торт. Через день покупала мороженое на улице. Рецепторы адаптировались мгновенно, и год стойкой выдержки проиграл против 23 лет удовольствия от сахара.
Тогда я поняла, что радикальные методы не работают. Для меня точно нет. Потом поняла, что не только для меня. Радикальные изменения возможны только в результате понимания, а не волевого усилия. Если я осознала, что мне что-то больше не нужно, я легко с этим прощаюсь и перестаю делать. Если я себя заставляю, то все мои мысли заняты тем, как бы не «сорваться» и как бы себя похвалить за то, что играю в супер-человека. Это опасная игра, если уровень сознания еще такой, что сравнивает всех, кто не может так радикально влиять на себя, в свою пользу. Все становятся хуже, пока ты — молодец.
Поэтому, если я не хочу потерять навык, мне нельзя сейчас останавливаться. Еще рано. Да и нет смысла останавливаться сейчас, когда я могу легко наращивать и укреплять навык.
У меня есть пост про точку, после которой откат невозможен.
Для меня эта точка пройдена с английским. И есть еще ряд навыков, где я не боюсь взять паузу. Я знаю (чувствую), что перерыв может обогатить опыт, а не отнять его.
Если держать в голове, что обучение должно быть про перемены и формирование новой устойчивой доминанты (знаю, понимаю, умею, поэтому могу сделать легко, в любых условиях, быстро), то нужно отслеживать изменения, а не считать уроки в учебнике, правильные ответы или количество проведенных часов с преподавателем.
Понять, что я умею — просто.
Нужно делать. Если сделал — умеешь . Если сделал 100 раз из 100 — умеешь. Если получилось 2 раза из 100 — еще учишься.
Те же принципы применимы к английской грамматике и спонтанной речи на английском. Если вы понимаете грамматику, вы грамотно строите предложения. Знаете ли вы при этом терминологию — неважно. Если вы знаете грамматические термины, это не гарантия того, что вы понимаете, как их применять в речи, на практике. Тем не менее, люди инвестируют в термины, а не в понимание. Потому что, к сожалению, почти никто не умеет передавать навык понимать. Передают систему «надсмотрщика, когда учитель проверяет, выучил ли ученик уроки, сделал ли правильно, сделал за ученика, когда устал требовать выполнения.
Чтобы увидеть результат трансформации, на которую вы решились, нужно делать и постоянно переделывать. ВСЁ.
Переделывать важно, потому что ошибки будут постоянно. Страшны не ошибки, а застревание в старых ошибках. Когда их становится слишком много, двигаться вперед становится невозможным. Человек не может делать новое, пока не перестанет делать старое. Такое поведение — следствие нежелания и страха меняться. Этот страх понятен и объясним, я смотрела ему прямо в глаза миллион раз. Однако изменения невозможны, пока вы стоите между. Изменение — когда старое замещается новым самым естественным образом. Когда это произошло, вы можете даже не помнить, когда именно был пройден рубеж, и как вы этому научились.
Именно это я наблюдаю в своей истории с хлебом. Я просто делала и много переделывала, никогда не делая из хлебопечения дела жизни и не уделяя ему какое-то особое место или время. Он был паззлом большой картины, в которой я управляю тем, что появляется на столе в моем доме, и где я создаю культуру питания в своей семье.
Английский, как и любой другой навык, заявит о себе настоящими изменениями, которые станут заметны не только вам, а всем окружающим. И когда они станут заметны, вы точно не захотите останавливаться, потому что поменять свою норму и программу своего подсознания — дело не одного дня и не одного года.
Однако из опыта я теперь знаю, что дойти до точки, после которой откат назад невозможен — реально. Главное, продолжать идти вперед на пике.
Многие с энтузиазмом идут вперед, выбираясь из ямы, и останавливаются, как только дошли до вершины. А с вершины путь только один, если остановиться, — вниз:)
Если продолжать идти, можно увидеть, что вершина, до которой вы дошли, — это подножье другой горы, и есть тропа. Достаточно пройти не так много, когда вы уже на пике, достаточно просто идти, чтобы навсегда отдалиться от той горы, по которой вы много лет ходили вверх-вниз, и чтобы навсегда свернуть в другое измерение.
На понятном языке — если вы дошли до уровня upper-intermediate, не останавливайтесь. Очень легко скатиться оттуда снова в pre-intermediate. Но если продолжать заниматься, вы перейдете рубеж, после которого никогда не потеряете свой upper-intermediate. Захотите ли вы идти дальше — ваш личный выбор. С немецким я осталась на уровне между upper-intermediate и advanced, потому что перестала практиковать. И это мой осознанный выбор. Однако, я точно знаю, как учить язык, и что делать, чтобы повысить свой уровень немецкого, если понадобится.
Можно трансформировать что-угодно — «безвкусный хлеб из магазина» во «вкусный домашний хлеб», или «лень» в «регулярные тренировки», или «не знаю, что делать» в «делаю три конкретных упаражнения на произношение». Неважно что это будет, но как только вы научитесь создавать устойчивые изменения в каком-то одном аспекте, навыке, привычке, вы откроете ключ ко всему и к трансформации всего.
Самый главный секрет обучения в том, что через микро можно познать макро.
If you already speak good English but your goal is Native-Like fluency, you’re welcome to join our Community of Practice and connect with other curious and daring learners. Unlock dozens of creative exercises that focus on developing cognitive skills in a foreign language and help you build a deliberate practice routine to attain better fluency. No credit card is required to begin. Start your free trial today