Найти тему
TechInsider

Зачем армии России понадобился гибрид тепловоза и ракетовоза?

Диковинный агрегат, созданный 20 лет назад, до сих пор вызывает удивлённые вопросы. На некоторые из них ответы так и не были даны.

    Зачем армии России понадобился гибрид тепловоза и ракетовоза?
Зачем армии России понадобился гибрид тепловоза и ракетовоза?

В Сети публикации о нём есть на многих сайтах, но все они повторяют (перевирают?) один и тот же скупой набор сведений.

Локомотив-тягач был собран и испытан в 2002 году 21-м НИИ в структуре Минобороны при поддержке МГТУ им. Баумана в рамках секретного научно-исследовательского проекта «Бальзамин», а собран НИИ подвижного состава. Цели проекта нам не удалось узнать. Известно лишь, что стартовал он в 1997 году.

Его "кузов" вам наверняка покажется знакомым, и неудивительно: это дизельный локомотив М62, самый используемый тепловоз РЖД. Создан он был в 1965 году для продажи в страны Варшавского договора. Ходит байка, что глава СССР Никита Хрущёв рассердился, узнав, что Венгрия закупила партию шведских локомотивов, каждый мощностью по 1950 л. с., и распорядился создать ещё лучший, мощностью 2000 л. с. - так появился М62.

Однако на шасси локомотива-тягача стоит особенный армейский вариант в модификации Д, которым по железной дороге возили ракетные комплексы "Молодец". От локомотива, собственно, взяли кузов, 12-цилиндровый дизельный двигатель и генератор.

В свою очередь, на донора шасси был взят шестиосный ракетоносец МАЗ-547МВ от ракетного комплекса «Пионер», возможно, списанный. Танковый 650-сильный дизель и гидравлическую трансмиссию убрали, а шасси существенно модернизировали, поставив в каждое колесо по электромотору. Ящики, приделанные к кузову локомотива снаружи — аккумуляторные.

Зачем нужен такой тягач?

Самый непростой вопрос. Одни предполагают, что военные хотели получить мобильную электростанцию большой мощности. Другие оспаривают эту версию, но не предлагают альтернативы.

Есть также мнение, что военные хотели получить аналог немецкого Lauster MF 60 - локомотива-тягача, собранного из тепловоза и карьерного самосвала. Созданный в единственном экземпляре в 1970-х, он использовался при испытаниях танков.

Наиболее вероятно, что это был чисто исследовательский проект, чтобы проверить какие-то фантастические версии создания нового оружия.

Мало известно и о конструкции российского гибрида. В 1991 году тот же 21-й НИИ создал на базе другого ракетоносца оригинальную машину с электрогидравлическим приводом на все колеса, которая могла разворачиваться на месте, двигаться по-крабьи и даже работала на автопилоте. Но есть ли такие же функции у машины, созданной в 2002 году, непонятно.

   Испытания закончились неудачно.ExRoad-Media
Испытания закончились неудачно.ExRoad-Media

Видимо, ответ так и не всплывёт, потому что проект завершился казусом. На первых же испытаниях прототип отказался тронуться с места. Третья ось сломалась, а четвёртая отвалилась вовсе. После этого работы закрыли.