«Есть три вида людей: живые, мертвые и те, что плавают по морям»
Анахарсис
В середине сентября 1941 года германские войска вышли на подступы к Крыму. Полуостров имел стратегическое значение, поскольку потенциально это был хороший плацдарм для наступления на Кавказ через Керченский пролив. Кроме этого, Крым являлся важной базой для авиации, его захват означал бы, что советские самолеты больше на смогут бомбить румынские нефтяные производства, при этом немецкие, наоборот, получат возможность дотягиваться до бакинской нефти и других целей на Кавказе.
26 сентября немцами был взят Перекоп, через который проходил единственный сухопутный путь в Крым, подходящий для 11-й армии Манштейна. В конце октября германские войска, пробив советскую оборону, зашли на территорию северного Крыма. Части советской Приморской армии отошли на укрепления Севастопольского оборонительного района, а части 51 армии отступили на восток до Керчи, но удержаться здесь не смогли и 16 ноября были эвакуированы на Таманский полуостров.
С хорошо укрепленным Севастополем дела у противника обстояли сложнее. Взять его сходу не удалось. Используя все возможности местности и оборонительных укреплений, советские бойцы стойко защищались. Началась длительная осада, требовавшая сил и средств. Командующий 11 армией вермахта фельдмаршал Манштейн сосредоточил почти все свои подразделения в районе Севастополя. Восточную часть Крыма – Керченский полуостров - остались прикрывать всего две немецких пехотных дивизии (46-я и 73-я), а также две кавбригады румын.
Сведения о слабой защищенности Керченского полуострова благодаря действиям разведки стали известны командованию Черноморского флота и были переданы в ставку ВГК, которая поставила Закавказскому фронту задачу спланировать и провести операцию по высадке десанта на Керченском полуострове с целью его захвата. В дальнейшем с керченского плацдарма предполагалась помощь осажденному Севастополю и разгром всей немецкой группировки в Крыму.
Операция началась 26 декабря 1941 года. Доставку детанта к местам высадки осуществляли:
- Черноморский флот: южное побережье Керченского полуострова (феодосийская бухта и район горы Опук) – части 44 армии из Новороссийска и Туапсе;
- Азовская военная флотилия: северное побережье Керченского полуострова (Еникале, м. Хрони, М. Тархан, м. Зюк и др.) – части 51 армии из Темрюка;
- Керченская военно-морская база: восточное побережье Керченского полуострова – Керченский пролив (Камыш-Бурун, Старый Карантин, Эльтиген, коммуна «Инициатива» и др.) – части 51 армии с Таманского полуострова.
К участию в операции были привлечены гражданские суда – транспорты, сейнеры, пароходы, баржи, а также байды и шлюпки.
Планировалось, что десант будет высажен в максимально возможном числе пунктов, что позволит скрыть от противника главное направление удара. Таковым была Феодосия, быстрый захват которой с продвижением на север позволял блокировать противника на Керченском полуострове. Это также помогло бы прочно сковать силы противника и достичь целей операции при минимальных потерях и в максимально короткий срок. Однако практически сразу планы стали подвергаться корректировкам, встречаясь с неумолимой реальностью.
17 декабря 1941 года противник перешел во второе генеральное наступление на Севастополь, что привело к снятию с Керченского полуострова части имевшихся там вражеских сил. Но вместе с тем, защитникам Севастополя требовалась безотлагательная помощь войсками и боеприпасами, так как создалась реальная угроза потери Крыма. Для большей эффективности Севастопольский оборонительный район был выведен из подчинения Ставки и передан в подчинение Закавказского фронта. Планировавшиеся к участию в десантной операции 345-я Стрелковая дивизия и новороссийская 79-я Отдельная морская стрелковая бригада были отправлены в Севастополь. Таким образом, наиболее подготовленные к десантной операции части исключались из нее, как и транспорт, перевозивший их. Поэтому начало операции для Черноморского флота перенесли с 21 декабря на 27-28. Только к этому времени было возможно сосредоточить все плавсредства для первого броска десанта на Феодосию и Опук.
Слабая подготовленность частей к десантной операции сказывалась на темпах и качестве посадки на корабли. Часто погрузка и посадка задерживались. Это было важно, поскольку из-за господства немецкой авиации переходы морем и высадки планировалось проводить в темное время.
Очень большие помехи действиям моряков и десантников создавала погода.
С самого начала операции 26 декабря почти непрестанно бушевал штормовой ветер до 9 баллов, разгонявший волну до 5-8 баллов, что делало невозможным или крайне затруднительным погрузку, посадку и высадку, а порой и сам переход морем. Некоторые старые паровые суда, ход которых даже по спокойной воде не превышал 5-6 узлов, часто вовсе не выгребали против взбесившихся волн и ветра. При раскачивании крен судов достигал 40 градусов, что не могло не сказываться на физическом и моральном состоянии десанта. Дело осложнялось еще и тем, что периодически начиналась пурга, которая вместе с парением моря снижала видимость до 100 – 120 метров. Часть судов не была оборудована радиосвязью и они терялись, отрываясь от основных отрядов. На их поиски уходило много драгоценного времени. Мелкие плавсредства, такие как байды или шлюпки, шедшие на буксире у более крупных, часто отрывало и уносило в море, а при высадке их переворачивало, разбивало волной или, в лучшем случае, выкидывало на берег. К этому добавлялся еще и фактор мелководья, который особенно сильно сказывался при переходе десанта через Керченский пролив. Несмотря на наличие опытных лоцманов, хорошо знавших фарватер, в условиях штормовой погоды, ночного времени и дрейфующего молодого льда, случаи посадки на мель были далеко не редкими. Иногда судам удавалось сниматься самим, в иных случаях требовалась помощь других кораблей. Но всегда это была потеря времени.
Ветер и волнение создавали большие трудности и при высадке десанта и при разгрузке.
У мыса Опук канлодки «Красная Грузия» и «Красная Абхазия» не смогли подойти близко к берегу из-за мелководья (обе сели на мель в 50 - 150 метрах от берега), а десантная баржа (болиндер) была повреждена волной, что заставило высаживать десант шлюпками, но в условиях шторма это было практически невозможно, шлюпки волной выбрасывало на берег. К тому же все это происходило под постоянным плотным артминометным огнем противника. Только спустя три часа подошли сейнеры, которые помогли высадить десант.
В порту Феодосии сильный отжимной ветер до 6 баллов крайне осложнил швартовку крейсера «Красный Кавказ», которая продолжалась более двух часов и все это время корабль находился под сильным артминоментным огнем и бомбардировкой противника. В результате первого попадания снаряда в район первой трубы на крейсере начался пожар. Через несколько минут второй снаряд попал в район второй башни, пробил броню, разорвался внутри башни и вызвал пожар зарядов. Только исключительное мужество краснофлотца П. Г. Пушкарева, который голыми руками схватил полузаряды и выбросил их на палубу, позволило предотвратить катастрофу. В итоге крейсер, получив значительные повреждения и высадив десант на мол, отошел мористее. Капитан решил, что матчасть артиллерии и автомашины будут выгружены с помощью других плавсредств, так как у причала катер сильно поражался огнем.
Азовской военной флотилии вместо запланированных пяти пунктов высадки по большому счету удалось высадить десант только у м. Хрони и м. Зюк. Виной тому было то, что северный берег Керченского полуострова не имеет закрытых бухт и высадка максимально осложнялась штормовой погодой, которая также приводила к тому, что корабли сбивались с курса, а капитаны путали места высадки. Сильный накат выбрасывал на берег шлюпки и байды, разбивал о грунт сейнера. В некоторых случаях высадка производилась прямо в море. Бойцы с оружием прыгали в ледяную воду, уровень которой доходил до груди. И все это также под сильным артминометным и пулеметным огнем противника и под бомбежкой.
Почти полное господство немецкой авиации позволяло ей безнаказанно бомбить советские суда у причалов и в море, поджигать выгруженные боеприпасы на причалах и молах. От действий немецких самолетов сильные повреждения получил крейсер «Красный Кавказ», был потоплен транспорт «Ташкент» в Феодосийской бухте, повреждены эсминцы «Шаумян», «Незаможник» и другие суда. Потоплены с большим числом погибших пароходы Азовской военной флотилии «Пенай», «Ейск», буксир «Фанагория», землеснаряд «Ворошилов», на котором погибло не менее 550 человек.
Итог операции, завершившейся 2 января 1942 года, можно назвать противоречивым. С одной стороны, Керченский полуостров удалось занять и очистить от врага. Но с другой, окружить и уничтожить противника не получилось. Он отступил на запад, где смог создать укрепленную линию западнее Ак-Монайского перешейка. Однако можно только восхищаться советскими воинами, проявившими невиданную отвагу и твердость духа. Несмотря на ожесточенное сопротивление противника и самой неумолимой природы, они выполнили свою боевую задачу. Многие из них пожертвовали собой. Потери советских войск в этой операции составили около 42 тысяч человек. Своими героическими действиями участники Керченско-феодосийской десантной операции внесли немалый вклад в будущую победу советских войск как на южных рубежах, так и в войне в целом.