Найти тему
Мама в кедах

«Ваша дочь никогда не будет писать грамотно!». Дисграфия без диагноза и ПМПК в 90е. Как оно было. Личный опыт.

Однажды, в далеких уже девяностых, на родительском собрании классный руководитель сказала моей маме: «Ваша дочь никогда не будет писать грамотно». Это был, наверное, 2 класс. Мама, конечно, расстроилась таким прогнозам. Но делать особо было нечего, однако, выход пришел. Наверное, полезло.

Привет! Я мама, жена, рукодельница. По совместительству в родительском комитете. Пишу о том, что принимаю близко к сердцу. Спасибо, что не остаетесь равнодушными.
припечатали в детстве
припечатали в детстве

жЫ-шЫ

Из воспоминаний.

Сижу, делаю домашку по русскому языку. Проговариваю «жи-ши пиши с буквой И» и тут же пишу лыжЫ. Рядом мама. Кипит.

Зачеркиваю. Исправляю. Грязь. Переписываю. Опять ошибки. Обидно. Слезы. Снова переписываю. И правила-то все вызубрены, мало вызубрены – поняты (пересказываю своими словами, привожу примеры). Но как доходит до применения – дело швах.

Любое контрольное списывание – все, «приплыли». Сложностей-то нет никаких, но то слово пропущено, то целая строчка, то «сабака», то «ночЪю».

В целом в школе училась нормально, но о хороших отметках по русскому речи не было совсем.

Примерно моя тетрадь. Фото из интернета
Примерно моя тетрадь. Фото из интернета

Потом был этот разговор учителя с мамой. Естественно, было расстройство. Но слово «дисграфия» не звучало, о каких-то комиссиях речи не было, да и с самой речью проблем не было. Единственный проблемный звук «Р» поставил логопед в детской поликлинике еще до школы.

То ли тогда, тридцать лет назад, диагнозов таких не было, то ли в провинции было «глухо»… Не знаю, 90е они «такие».

Нечаянная радость

Внезапно в школе пригласили к логопеду. Появился логопед в обычной общеобразовательной школе в райцентре.

Меня и еще нескольких одноклассников тогда пригласили. Помню, Пашка там точно был (до сих пор дружим), а кто еще – не помню. Занимались 2 раза в неделю в интересном кабинете. Там все было яркое и красивое: много игрушек, зеркала, плакаты…

Главное «орудие труда» для нас были – наши руки. Играли в «театр теней», что-то еще делали, а самым сложным было вот что:

положить обе ладони на стол рядом, растопырить пальцы и по очереди поднимать пальцы: слева направо и справа налево, от мизинца до мизинца. Самым непослушным был безымянный, а самым «резвым» - указательный.

«НаУчитесь владеть своими руками – легко наУчитесь всему» - говорила нам логопед, чьего имени, к сожалению и к стыду не помню.

Вот и сидели с пальцами: у логопеда, на уроках, дома…

Диагнозов не звучало, направлений ко врачам не было, о комиссиях речи не шло.

Русский язык после занятий с логопедом вроде стал идти получше, но не отлично. Глупые ошибки, помарки прочие характерные особенности были. Одноклассник Пашка, с которым учились до 9 класса, в конце школы продолжал читать по складам, потом ушел в училище. А сейчас он – инженер. Читает также неважно, а с письмом ему стало легче: помогает автозамена в ворде и Т9 на телефоне. Я потихоньку тянула русский на 4. В 9 классе у нас сменилась учительница и почему-то «перещелкнуло»: и почерк выровнялся, и ошибки характерные ушли. После 9 класса были экзамены по выбору. Учитель успела влюбить в себя и в предмет, поэтому русский и сдавала. Уже на «отлично», но в аттестат за 9 класс ушла отметка «хорошо».

Новое поколение проблем

Сейчас у нас с Пашкой дети – ровесники. У меня дочь, а у него сын. Моя – с ОВЗ официально, у Пашиного сына, похоже тоже (судя по тетрадям, речи и по тому, насколько мальчик походит на отца). Там даже пришлось менять школу после первого класса, потому что учеба не пошла совсем. Из тактичности не спрашиваю диагноза.

Когда у моей проявились проблемы с речью, то я махала рукой, т.к. поставить звуки – не проблема. Но эти звоночки – были подготовкой к возможному проявлению дисграфии в будущем. И они проявилась у дочки тоже. Ничего, это не страшно. Работаем)

А первую учительницу, которая в началке припечатала фразой: «ваша дочь никогда не будет писать грамотно», винить не в чем. Она была молодой, после училища в соседнем райцентре. Мы – ее первый выпуск. Она «обычная»: делала для нас, что могла в рамках своего опыта, умений, компетенций, желания работать и любви к детям.

Спасибо, что дочитали!