Найти в Дзене
N + 1

Что протекло в «Циолковском»

Оглавление

На прошлой неделе российский корабль «Союз МС-22» с собственным именем «Константин Циолковский», пристыкованный к МКС, распылил вокруг целое облако теплоносителя. Жидкость била из пробоины несколько часов и последствия этой аварии, похоже, поменяют программу полетов на станцию и планы партнеров по МКС как минимум на несколько месяцев — сильнее, чем таинственная дырка в 2018 году или недавняя утечка в модуле «Звезда». В результате трое из семи членов экипажа станции оказались без обязательной спасательной шлюпки, и как эта ситуация разрешится, пока не ясно.

Кто виноват?

Что именно пробило борт «Союза» — неясно. Астроном Виктор Воропаев из Института прикладной математики имени Келдыша говорит, что это мог быть метеор из потока Геминиды.

Но с таким же успехом это может быть и космический мусор: например, обломок спутника «Космос-1408», который разнесли в клочья российские военные, испытывая противоспутниковое оружие. МКС дважды подряд — в июне и в октябре этого года — уклонялась от фрагментов погибшего в 2021 году аппарата. Однако системы контроля космического пространства отслеживают только крупные осколки размером больше 10 сантиметров — сейчас в каталоге их 25,9 тысячи. Но даже фрагменты размером в несколько миллиметров могут нанести космическим кораблям серьезный урон (читайте об этом подробнее в нашем материале «Мусорный пояс»). Что именно это было, можно будет понять, возможно, только изучив под микроскопом получившееся отверстие.

Куда попало?

Удар пока неизвестного объекта пришелся в наружный радиатор системы терморегуляции «Союза».

Жидкость, которая полетела из «Союза», — это изооктан, который на Земле используют в качестве эталона для оценки качества автомобильного бензина, поскольку его октановое число — 100. На российском корабле 33 литра изооктана играют роль теплоносителя в одном из двух контуров системы терморегулирования — контуре навесных радиаторов, который собирает избыточное тепло от бортовой ЭВМ и другого оборудования в приборно-агрегатном отсеке.

    Схема контура навесных радиаторов корабля «Союз»
Схема контура навесных радиаторов корабля «Союз»

А что там еще могло быть? ↓

Во внешнем контуре терморегуляции американского сегмента МКС используется жидкий аммиак, поскольку там требуется снимать тепло с мощного электрооборудования. Хотя аммиачный контур полностью изолирован от внутреннего, водяного контура охлаждения, это все равно доставляет экипажу хлопоты, поскольку возможна, хотя и маловероятна, авария, в которой будут поврежден один из теплообменников этих двух контуров (Interface Heat Exchanger — IFHX).

В случае такого повреждения аммиак может попасть в воду, а затем — во внутренний жилой объем станции. Поэтому на борту МКС стоят специальные датчики. В 2015 году ложное срабатывание такого датчика привело к аммиачной тревоге.

Тепло этот контур сбрасывает через наружный радиатор. Это металлическая пластина с трубочками, по которым течет теплоноситель и отдает тепло в открытый космос — в форме излучения. Трубки радиатора хорошо видно в нижней части корабля, которая обычно выкрашена белой светоотражающей краской.

    Чертеж внешней части приборно-агрегатного отсека «Союза» D.R. Woods
Чертеж внешней части приборно-агрегатного отсека «Союза» D.R. Woods

Как только в трубке радиатора появилось отверстие (директор Роскосмоса говорит, что его диаметр не превышает 0,8 миллиметра), давление в нем упало, теплоноситель вскипел и начал испаряться в открытый космос — что хорошо видно на снимках и видео со станции.

Лишившись теплоносителя, весь контур наружных радиаторов работать не может — так что избыточное тепло от аппаратуры остается в приборно-агрегатном отсеке. Еще хуже то, что это нарушило работу второго контура терморегуляции «Союза» — контур жилых отсеков.

Он, как и первый, заполнен теплоносителем — в нем циркулирует 21 литр жидкости «триол» — это нетоксичный водный раствор глицерина с антикоррозийными присадками, который не замерзает до 18 градусов ниже нуля (но в системе на всякий случай все равно предусмотрена возможность электроподогрева жидкости).

Этот контур поддерживает в спускаемом аппарате и бытовом отсеке корабля температуру в интервале от 18 до 25 градусов, а также обеспечивает тепловой режим двигателей причаливания и ориентации в приборно-агрегатном отсеке. Для сбора тепла в каждом из них есть по холодильно-сушильному агрегату. По сути это обыкновенные кондиционеры: вентиляторы, радиатор, конденсатор. Воздух отдает тепло и избыточную влагу в систему терморегуляции и возвращается в отсек.

    Общая схема системы обеспечения терморегуляции «Союза» ЦПК имени Гагарина
Общая схема системы обеспечения терморегуляции «Союза» ЦПК имени Гагарина

Все собранное тепло контур жилых отсеков отдает контуру наружных радиаторов через теплообменник. Жидкости в нем не смешиваются и никак не контактируют, тепло передается через стенки труб — от триола к изооктану.

Контур жилых отсеков, вероятно, не пострадал. Но он стал бесполезным, потому что отдать тепло он может только в контур наружных радиаторов, в котором теплоносителя больше нет, и принять это тепло некому.

Можно починить?

Все это означает, что корабль лишился системы терморегуляции и в момент закрытия люков он станет термосом — никакого другого способа сбросить тепло у него нет. Нет у «Союза» и дублирующей системы терморегуляции.

Найти и заделать пробоину в теории можно, хотя это непростая задача. Людям придется выходить в открытый космос и добираться до дальнего конца «Союза», который, в отличие от МКС, мало приспособлен для перемещения по его внешней поверхности. Например, для внешнего осмотра «Союза МС-09», в котором в 2018 году появилась дырка, космонавтам пришлось использовать грузовую «Стрелу» и специальные площадки для работы человека.

Пока что место утечки осмотрели при помощи камер на американских манипуляторах SSRMS и SPDM и увидели, что следы течи находятся рядом с креплением для солнечной батареи.

Но даже если удастся добраться до пробоины и заделать ее, это будет только полдела. Восстановление работы системы терморегуляции будет намного сложнее. На борту станции нет изооктана. А если бы и был, то просто залить ее в систему через горловину (представим, что она есть), как на Земле, не получится. Нужно создавать герметичное соединение и закачивать жидкость насосом, который тоже нужно где-то раздобыть.

    Вентиляция бытового отсека и спускаемого аппарата «Союза», когда корабль пристыкован к МКС ЦПК имени Гагарина
Вентиляция бытового отсека и спускаемого аппарата «Союза», когда корабль пристыкован к МКС ЦПК имени Гагарина

Пока корабль пристыкован к МКС, за него можно не переживать — в нем, конечно, потеплеет, но часть избыточного тепла из отсеков будет уходить по трубе вентиляции в систему терморегуляции станции.

На нем можно лететь?

Можно ли отправляться на таком «Союзе» в автономный полет — неясно. Выход из строя системы терморегуляции входит в список нештатных ситуаций в руководстве экипажа, и в учебных пособиях для экипажей «Союзов» прямо сказано, что в случае такой нештатной ситуации «программа полета прекращается и осуществляется досрочный спуск с периодическим изменением ориентации корабля».

Есть еще требования к безопасности на МКС — одним из главных является присутствие корабля-спасательной шлюпки. Сейчас на борту станции семь человек — четверо прилетели на корабле Dragon Crew, он в порядке, а вот трое с «Союза», возможно, остались без корабля.

Государственная комиссия еще не решила, можно ли использовать российский корабль для полета. Если нет, то возможно придется готовить к срочному пуску следующий «Союз», «Союз МС-23», который уже на Байконуре, и чей пуск планировался на март. По заявлению «Роскосмоса», его подготовку к пуску можно закончить за 45 дней, если начать с момента аварии.

Этот «Союз» придется отправить к МКС в беспилотном режиме, чтобы там хватило места всему экипажу. И после этого придется перекраивать всю программу полетов и решать судьбу корабля, превратившегося в термос.

Наука
7 млн интересуются