Нет оружия практичнее, чем копья цян и мао.
Мао Юаньи, «Убэйчжи»
В середине и конце династии Мин, хотя образованные люди уделяли всё больше внимания боевым искусствам, ситуация отличалась от династии Сун, предыдущего пика развития национальных боевых искусств. Во времена династии Мин возникает интересная ситуация: многие образованные люди любили заниматься боевыми искусствами и изучать военное дело, и они считали, что тем самым очень похожи на первых учеников конфуцианства - Конфуций также обучал и искусству стрельбы из лука
Боевые искусства процветали при династии Мин, причем тогда контроль над оружием не был строгим, вероятно это было противофаза ситуации при монгольской империи Юань. Мечи дао и цзянь, копья и алебарды, луки и самострелы использовались без проблем. Но в конце династии Мин самострелы постепенно приходят в упадок, потому что огнестрельное оружие было уже эффективнее.
Было много практиков боевых искусств, которые обменивались идеями, очень похожими на соревнования по фехтованию с периода Сэнгоку до периода Эдо в Японии. В Китае такая традиция стала называться "навещать друзей". Учитывая тесный культурный обмен между странами, это вполне могло быть заимствование у восточных соседей.
При этом фактически на большинстве официальных соревнований по боевым искусствам использовали безопасное, деревянное оружие. Настоящих состязаний на заточенных мечах было очень мало, а после того, как придумали бамбуковый меч, безопасные соревнования по фехтованию стали проводиться все чаще. Однако такое состязание не совсем похоже на бой с настоящим оружием. Непонятно, влияние ли это среды образованных людей либо общее стремление к сохранению жизни, устоявшееся после монгольского владычества.
При этом преобладали верховая езда, стрельба из лука и фехтование. И было много хороших семей с высокими навыками боевых искусств. После того, как эти люди присоединялись к армии, они как, считаются гражданскими мастерами или военными мастерами? А ведь было много генералов, которые сперва были обычными людьми, происходившие из скромных семей, выбившихся в военное время благодаря своему таланту и способностям.
Кроме того, есть еще один важный момент соприкосновения военного и гражданского - инструктор по боевым искусствам в армии. В то время это не совсем официальная должность, а должность тренерская, без прав, которые полагались командному составу. Многие у нас думают, что учитель по боевым искусствам в армии Мин или Цин - это априори офицер. На самом деле ситуация несколько сложнее. В те времена командиры подразделений вполне могли быть инструкторами по боевым искусствам, но учителя по боевым искусствам не обязательно были командирами, их было удобно и выгодно приглашать, тем самым снижая нагрузку с комсостава. И финансовые затраты с государства.
А ещё в середине и конце династии Мин многие китайские военачальники любили набирать слуг с высокими навыками боевых искусств в качестве своих личных солдат или формировать из подобных мастеров ударные группы для конкретной войны или даже сражения.
В военном минском трактате «Записи об обучении войскам» (练兵实纪 liànbīng shíjì) пишут, что призыв подобных слуг первоначально был необходим потому, что
боевой дух армии был слаб.
Указывают интересные цифры: стремились собирать подразделения, укомплектованными двумя-тремя тысячами воинов, чтобы целенаправленно обучать их. Кроме того
призвать двести-триста человек из своих семей, чтобы щедро их поддерживать и направить служить в авангарде.
Благодаря такой, практически повсеместной политике в вооруженных силах государства, боевые искусства бурно развивались во времена династии Мин. Количество школ и обществ любителей боевых искусств стало расти, появилось множество военных книг и классических произведений по боевым искусствам, содержание которых было тесно связано с отношениями между народными и военными боевыми искусствами. Достаточно посмотреть, сколько трактатов написали военные, а сколько миряне, и потом сравнить - как они активно используют информацию друг друга. Классический пример, это несомненно работа Мао Юаньи, который собрал более 2000 трактатов по боевым искусствам и за 15 лет составил из них свою энциклопедию «Убэйчжи».
Есть мнение, что такая тенденция, возможно, началась в конце династии Юань и самое позднее в начале династии Мин, формируя тем самым «Золотой век китайских боевых искусств».
Вот такое переплетение. Специально для камрадов из Минска, давно обещал прояснить этот вопрос кратко и доступно.
Всем - хороших тренировок!
Дм. Моисеев, СПб - 2022