Найти тему

Кавалеристов «Дикой дивизии» пришлось обучать верховой езде

Про Кавказскую туземную дивизии, написано много и повторяться нет ни малейшего желания. Попробуем только обратить внимание на пару очевидных мифов, связанных с этим необычным воинским соединением.

Мусульман Кавказа в армию, при царском режиме, не призывали. Они были обязаны платить военный налог. Почему? Ответ очевидный – не доверяли.

Тем не менее, когда началась первая мировая война, было решено создать из горцев-добровольцев Кавказскую туземную конную дивизию, в которую вошли Дагестанский, Кабардинский (служили и балкарцы), Черкесский (служили, кроме черкесов, карачаевцы, абазинцы, абхазы), Чеченский, Ингушский, Татарский (азербайджанцы), Осетинская пешая бригада.

-2

От добровольцев отбою не было. Почему? Казалось бы, не так давно кончилась Кавказская война, любить царя-батюшку горцам было не за что.

Часто попадалось в сети, что охватил дескать, горцев патриотический порыв, вот и бросились все защищать Миколая-падишаха.

Подозреваю, что все гораздо прозаичнее: Кавказ был беднейшим уголком империи, люди там выживали как могли, и нередко далеко не законными способами. Постоянные стычки с казаками и между собой были не редкостью.

Жизнь стоила не очень много и рисковали ею часто. А тут за риск предлагалось 20 рублей жалованья. При стоимости, в те времена, хорошей рабочей лошади 50-70 рублей, это была космическая сумма.

-3

К тому же это был еще и хороший социальный лифт: горцы-добровольцы уже поучаствовали (хоть и не в таком количестве) в Балканских войнах и в русско-японской войне, были люди получившие за храбрость кресты и офицерские погоны. Так что, военная служба открывала большие перспективы. Поэтому дополнительные наборы для ее пополнения без проблем осуществлялись вплоть до революции.

Горцы сразу сумели создать в дивизии атмосферу, отличавшуюся от других воинских частей – здесь не было офицерской вседозволенности, люди жили по своим обычаям даже в армии. Младшие по возрасту ходили вместо старших в наряды, конфликты разрешались старшими и полковыми муллами.

Сложно сказать, насколько была эта дивизия боеспособна по сравнению с кадровой кавалерией – что ни говори, но иррегулярные войска есть иррегулярные. Казачьим частям, наверняка, не уступала, а в остальном бытуют разные мнения. Но что служить в ней было престижно - факт. Офицерами там были сплошь представители высшей аристократии России, а командовал сначала брат императора великий князь Михаил Александрович, а потом потомок грузинских царей князь Багратион.

Тем не менее, горцев пришлось обучать многому, причем не только строевым приемам и командам, но и верховой езде. Как ни странно это может показаться.

В Российской армии была принята английская школа кавалерийской езды – равномерное распределение тяжести, перпендикулярная посадка.

Кто бывал на Кавказе и видел там всадников, наверняка обратил внимание на кавказскую посадку, она сохранилась по сей день – всадник сидит, чуть откинувшись назад, и немножко боком.

Эта манера верховой езды, в свое время, приводила в восторг русских путешественников 19 века, помните «горделиво сидел на коне»?

Однако эта горделивая посадка имела свои минусы – она калечила лошадей. То, что в условиях Кавказа особо не вредило (расстояния здесь небольшие даже для набегов), в условиях длинных конных переходов в действующей армии было неприемлемо. Поэтому, в числе прочего, всадников дикой дивизии пришлось обучать и кавалерийской верховой езде.