Найти в Дзене
Доставитель

Как работать курьером в компании X5 Group. Часть 1.

Оглавление

В жизни я сменил небольшое, но достаточное количество видов деятельности. Работал и сторожем и торговым представителем, много занимался творческой деятельностью, и даже погружался во все прелести предпринимательства. Как говорится предпринимательство – это работа по 16 часов, а не по 8, только на себя. Еще одна шутка про предпринимателей: «Хорошо быть предпринимателем, ты и гендиректор, и бухгалтер, и работник, грузчик, который забухал и подвел всю компанию, тоже ты!». А может и не шутка. Но никогда процесс работы не был таким понятным, как в работе курьером. Чего я в принципе и искал в работе – это понятность, но об этом уже было ранее. И так, в чем же заключается и как протекает работа курьером в компании X5 Digital, расскажу некоторые моменты и тонкости.

Смены и планирование

Прежде всего, что нужно сделать - это своевременно планировать свои смены. Это важный момент для работы, по этому с него и начну. При устройстве на работу, я заявлял, что мне удобно работать смены 2/2, мне так и проставили, так я и отработал неделю. Но потом мои смены пропали и не отображались в приложении. Я было подумал, что меня уже и вовсе уволили, может я где накосячил, ведь никто со мной не общался, кроме менеджера при устройстве на работу. Достучаться до поддержки крайне сложно, отклик очень медленный. На вопрос, где мои смены, был получен ответ в чате - «Нет потребности. Берите дополнительные смены». Дополнительные смены мне предлагались в другом городе за 50 километров от моего города, ну это вообще нереально и нерентабельно. Эта ситуация меня возмутила и я начал капать глубже. Оказывается, за своими сменами ты должен следить сам и своевременно проставлять пожелания по сменам в специальной гугл-форме на будущую неделю. Ни в разговоре с менеджером, ни в обучающем видео об этом не сказано, пытливый ум должен это понять сам, внимательно читая новостной канал в телеграм. Причем хочу сделать акцент на том, что ты можешь изъявить только пожелания, по факту смены могут быть проставлены «по потребности» в произвольном порядке. Так же, хочу подметить, что заполнение пожеланий по сменам происходит через гугл-форму, а не через приложение компании, и отменить или поменять сходу не получиться, и надо строчить в чат поддержки для этого.

Своевременно проставляй график смен на будущую неделю!

Пример формы для заполнения смен на неделю
Пример формы для заполнения смен на неделю

Все смены отображаются в разделе Мои смены в приложении, обычно они появляются там в конце предшествующей недели и их можно скорректировать через координатора.

Так же если у вас не стоит смена, а у вас возникло лютое желание поработать, лучше лягте поспите и все пройдёт, или можно взять дополнительную смену в разделе Открытые смены в приложении, только у меня это так и не получилось, не было подходящих.

Пример заполненных смен
Пример заполненных смен

Начало рабочего дня

В зависимости от времени с которого начинается смена, за час до нее, приложение оповещает тебя довольно бодрым звуковым сигналом, но перед непосредственным началом смены звука-напоминалки не будет, и нужно самому контролировать выход на смену. Кнопка выхода на смену становиться активна ровно в то время, в которое смена начинается по плану. Я ни разу еще не опаздывал, но говорят через какое-то время, если не вышел на смену, засчитывается опоздание и невыход.

Далее, после постановки на смену, программа предлагает тебе отправиться в магазин, который она подобрала из твоего полигона, и просит подтвердить, что ты все понял нажатием кнопки [Я поехал].

Система просит подтвердить готовность
Система просит подтвердить готовность
Необязательно сразу или заранее ехать на магазин, необходимо дождаться назначение заказа.

И тут появляется рабочий момент, который я понял не сразу. После нажатия кнопки [Я поехал], необязательно сразу ехать на магазин, лучше дождаться, когда система найдет тебе заказ, ты его принимаешь и пока он собирается едешь до магазина, при условии, что ехать недолго, менее 10-15 минут. Бывает такое, что система ищет первый заказ до 2-х часов, и чтобы не охранять магазин просто так, можно поделать свои дела. Правда неизвестно то время, которое уйдет на поиск заказа, и заказ может настигнуть тебя в любой момент. Такая же ситуация и после доставки заказа. Если в процессе доставки не пришел еще один заказ, не обязательно ехать сразу на магазин который указан, ведь заказ может поступить совсем на другой магазин. Я обычно выбираю точку, между нескольких магазинов, чтобы удобнее было поехать в любой из них.

Если же ты приехал в магазин до того, как назначен заказ, система выдаст сообщение «Мы ищем заказы», и придется ждать пока заявка назначится.

Вы в работе, система ищет подходящий заказ
Вы в работе, система ищет подходящий заказ

Неважно где ждешь поступление заявки, при появлении таковой система еще раз спросит готов ли ты принять заказ и приехал ли ты в магазин, причем нажать, что приехал далеко от магазина не получиться выдаст ошибку, что ты далеко от магазина.

Приемка заказа

И так, мы вышли на смену, система начинает подбор заказа для тебя. Алгоритм поиска заказов - это тайна покрытая мраком, но через какое-то время приходит уведомление: «На вас назначена поездка» в пуш-уведомлении, «Мы назначили на вас заказы» в приложении и включается таймер обратного отсчета равный 2:00 минутам.

Сообщение при назначении заказа
Сообщение при назначении заказа

За это время нужно успеть подтвердить свою готовность к исполнению нажатием кнопки [Принимаю заказы], в противном случае заказ будет отменен, и засчитается отказ от заказа, а если в данный момент не идет исполнение другого заказа, то отключит от смены ввиду неактивности, придется подключаться к смене вновь.

После успешного подтверждения о приеме заказа и местоположения возле магазина, начинается его формирование или сборка, о чем написано в приложении, там же имеется прогресс-бар о готовности сборки, адрес доставки заказа, контакты сборщика и клиента, а так же товары в заказе, что удобно использовать если возникли трудности с поиском заказа, а такое бывает.

Сборка заказа в процессе
Сборка заказа в процессе

Пока собирается заказ, можно ознакомиться с адресом доставки, скопировать адрес в удобную навигационную систему, поскольку в самом приложении навигации нет, и адрес не передается из приложения, приходиться использовать копи-паст. Так же продумать свой оптимальный маршрут до точки.

Из наблюдений, если заказ формируется долго, значит он будет большой и тяжелый, что чаще всего, либо не могут найти какую-то позицию.

Если заказ формируется долго, значит заказ будет большой и тяжелый.

Далее, когда заказ готов к выдаче, звучит сигнал и статус заказа меняется в приложении на «Готов». С этого момента есть время его забрать и начать доставку. Как удалось выяснить в процессе работы, после того как сборщик установил статус заказа Готов, включается внутренний, невидимый для тебя, но видимый для системы внутренней аналитики, таймер. Он равен 10 минутам, для того чтобы забрать заказ к исполнению, после этого времени, считается, что ты где-то прохлаждаешься и нерационально тратишь время. Есть один ньюанс в этом процессе, за частую, когда статус заказа уже на стадии Готов, но по факту на месте его еще собирают. Этот трюк используют сборщики, которые не успевают собрать заказ, и тем самым перекладывают уже ответственность на тебя.

Однажды по этому поводу мне позвонил менеджер по логистике компании и поинтересовался почему такой долгий забор заказа. На что я ответил, что причина в долгом ожидании на выдаче. Он сообщил, что это нарушение, и надо это фиксировать и отправлять через чат-бота в телеграме, чтобы не падал твой рейтинг.

Заказ собран и готов к выдаче
Заказ собран и готов к выдаче

После установки статуса у заказа «Готов», у тебя есть 10 минут, чтобы его забрать и начать доставку.

Так же немаловажный момент - это необходимость постоянно дергать сборщиков и напоминать о себе, просить свой заказ. Все сборщики разные, кто-то сразу реагирует, что ты стоишь и околачиваешь проход, кто-то в запарке не обращает на тебя внимание вовсе. Бывает заказ собран и лежит где-то в углу ждет тебя, скучает, а сборщики в своей суете просто тебе его не отдают, поэтому нужно настаивать, чтобы они проверяли готовность заказа и отдавали его тебе побыстрее, ведь как мы знаем, часики тикают и задержи не лучшим образом отражаются на твоем внутреннем скрытом рейтинге, да такое тоже есть.

Нужно постоянно настойчиво напоминать сборщикам о себе, чтобы они выдали и не задерживали заказ.

Хочу сразу отметить, такая ситуация не во всех магазинах, а только в тех, где большой поток заказов, в некоторых магазинах при готовности заказа, ты его просто забираешь из пункта выдачи, даже не контактируя со сборщиком.

Еще одной запарой бывает, когда менеджер перепутал цифры на заказе, его не могут найти, ведь заказ тебе отдает не всегда тот кто собирал. В этом случае помогает вкладка [Товары в заказе], можно вычислить мерзавца (заказ, не сборщика) забрать пакеты и приступить к исполнению.

Далее, о-о-очень важный момент. Всегда нужно проверять номер заказа и количество пакетов в нем. Спешку и невнимательность никто не отменял, поэтому лучше потратить несколько секунд и все проверит, чем потом мучиться с довозом или обменом.

Всегда нужно проверять номер заказа и количество пакетов до начала доставки.

И вот долгожданный момент, заказ собран и готов, ты идешь в зону выдачи, называешь последние четыре цифры заказа, получаешь пакеты, проверяешь номер заказа и количество пакетов, и можешь приступать к его доставке.

Завершающим этапом в приемке является подтверждение того, что ты таки забрал заказ и начал его путешествие к клиенту. Для этого необходимо зажать кнопку [Забрал заказы], в течении двух секунд. После этого начинается обратный отчет времени, за которое нужно доставить груз в пункт назначения. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

Вот такой длиннопост получился, старался описать все моменты, но вероятно что-то все равно упущенно, поэтому статья не конечная, возможно будет редактироваться и дорабатываться. Надеюсь было интересно, а кому-то и полезно.

Продолжение здесь:

Работа курьером X5 Digital. Процесс. Часть2.
Доставитель7 января 2023

Подписывайтесь, лупите лайкосы, вам пофиг а мне приятно! Продолжение следует...