Регуляторы Евросоюза подготовили законопроект в отношении производства, переработки и утилизации литиевых АКБ. Новые правила должны повысить долговечность электроники и её элементов питания, а также снизить вред окружающей среде. Однако для изготовителей техники такие шаги представляют сложности. Разбираемся, что мешает сделать батареи более экологичными.
Требования парламента
Закон вводится в рамках долгосрочной инициативы ЕС по переходу на экологичную энергетику. Он охватывает весь жизненный цикл аккумуляторов: от добычи сырья до производства АКБ и утилизации. Правила распространяются на портативные устройства, автомобили, электромобили, компьютеры и другое оборудование, продаваемое в Европе.
Предприятия обязуются использовать в батареях переработанные материалы, имеющие такое соотношение компонентов: 16% кобальта, 85% свинца, 6% лития и 6% никеля. Для обеспечения их притока установлены следующие критерии переработки для всей электроники: 45% отходов к 2023 году, 73% — к 2030-му. В случае с электромобилями ко второму сроку планируют рециклировать до 100% сырья.
Кроме того, АКБ в мобильных гаджетах и ноутбуках должны быть съёмными. По мнению законодателей, плюс в том, что так их легко заменить, тем самым продлив срок службы устройства и упростив ремонт.
Трудности для компаний
Как считают эксперты, внедрить такие изменения будет проблематично, особенно для автоконцернов и изготовителей потребительской техники. Им придётся глобально пересмотреть и оптимизировать цепочки поставок, реструктуризировать мощности и наладить сотрудничество с переработчиками. Вдобавок инициатива по установке сменных батарей в гаджеты неудобна техногигантам вроде Apple и Samsung. Уже давно в лэптопах и телефонах используются несъёмные аккумуляторы.
Такая конструкция действительно усложняет ремонт, вынуждая обращаться в сервисные центры за заменой. Но есть и преимущество: она позволяет создавать более компактные, лёгкие и прочные корпуса. Чтобы выполнить требование, компаниям придётся изменить дизайн современных устройств. Впрочем, закон ещё ожидает финального одобрения Европарламента. И если он вступит в силу, у производителей будет несколько лет на внедрение экологических стандартов.