Компания «ТАЛК лизинг», многолетний лидер рынка лизинга в Тюменской области, в 2022 году вошла в тройку лидеров по России по финансированию энергогенерирующего оборудования, также по данным рейтинга РА «Эксперт» компания заняла 36 место среди 103 лизинговых компаний РФ, поднявшись на 16 пунктов за последние 6 месяцев – в 2021 году ТАЛК была на 52 месте. О том, как чувствует себя лизинговая отрасль и единственная в Тюменской области лизинговая компания со 100% государственным участием в то время, когда с отечественного рынка ушли зарубежные поставщики техники, транспорта и оборудования, рассказал генеральный директор «ТАЛК лизинг» Анатолий Картухин.
- Как заканчивается год для лизинговой компании ТАЛК и для отрасли в целом?
- Компания показала положительную динамику в сравнении с общими отрицательными тенденциями на лизинговом рынке страны: в 2022 году отрасль «упала» на 15-20%, на 5% снизился объем портфеля, в то время как «ТАЛК лизинг» демонстрировал рост по объему нового бизнеса на 20%, по объёму портфеля – на 15%. Мы открыли два дополнительных филиала в Екатеринбурге и Челябинске, которые демонстрируют отличные результаты, готовится запуск новых офисов не только в городах УРФО, но и за его пределами. Непростая ситуация, связанная с санкциями, изменила структуру портфеля компании, больше половины которого составляла техника и оборудование для агропромышленного комплекса. В 2022 году значительно выросла доля промышленного оборудования, которое, в основном, поставляется из стран Азии, и мы усиленно работаем в этом направлении, это открывает дополнительные возможности для увеличения объемов производства и сбыта, создания новых продуктов и добавленной стоимости, что в итоге положительно сказывается на финансовых показателях местного бизнеса, а значит, на экономических показателях Тюменской области.
Рынок активно занимают китайские производители, используя выстроенную покинувшими Россию зарубежными брендами дилерскую сеть, это касается легкового, грузового транспорта и спецтехники. В 2022 году «ТАЛК лизинг» поставил нескольким тюменским предприятиям производственные линии, изготовленные по индивидуальному заказу в Китае, и количество таких контрактов продолжает расти.
- Обратила внимание на заголовок в одном из онлайн издательств: «Российский лизинг держится на спецтехнике», так ли это? На чем держится лизинг образца 2022 года?
- Российский лизинг держался на трех основных позициях: грузовой автотранспорт, легковые автомобили, дорожно-строительная техника. В 2022 году из-за дефицита объемы по этим направлениям значительно снизились, некоторые виды техники и комплектующих исчезли с рынка вместе с производителями. По статистике, эти направления остались флагманами лизингового рынка, но структура портфеля «ТАЛК лизинг», как и подходы к ведению бизнеса, изменились, я уже говорил, что техника для рынка АПК, на которой мы специализировались в течение 26 лет, оставаясь в приоритете, разделила долю с оборудованием для промышленных предприятий. Рынок – это новые партнерские отношения, на место ушедших компаний приходят новые, китайские производители активно занимают освободившиеся ниши, используя выстроенную под производителей из недружественных стран дилерскую сеть.
- Лизинг в новых условиях — это движение вверх или вниз?
- Если говорить про абсолютные показатели, которые измеряются в рублях, штуках и цифрах, рынок показывает движение вниз, но если рассуждать о качественных показателях, то здесь речь пойдет о плюсах: лизинговые компании вырабатывают новые подходы ведения бизнеса, мы видим диверсификацию, то, как принимаются решения, отличающиеся от классических, используемых на протяжении многих лет. Тенденция, скорее всего, сохранится и в 2023 году.
Тем не менее, в будущем, на наш взгляд, рынок лизинга будет существенно расти из-за большого спроса на импортозамещение, открытие производств, разработку новых технологий и продуктов. Ответом на вызовы, с которыми столкнулась страна, должно быть увеличение инвестиций в основной капитал практически по всем отраслям без исключения, и лизинг останется сильным финансовым плечом, наряду с банками обеспечивающим эти процессы. Идет подготовка к мощному рывку: мы не просто оперативно решаем какие-то вопросы и заполняем образовавшуюся пустоту, мы участвуем в тектонических изменениях в производственных циклах, что также ведет к расширению рынка лизинга. Как говорят, порвалось то, что тонко, это требует большого переосмысления и подготовки, поэтому перемены не будут мгновенными и скорыми, но они неизбежны.
- Какие проблемы удалось решить в этом году? Все говорили о сложностях с логистикой, о том, как непросто работать с Китаем из-за разницы в культуре ведения бизнеса и переговоров… Справились?
- Эти проблемы лизинговая отрасль самостоятельно не решала, оставаясь частью крепкого механизма действующей системы. Ключевой задачей в течение пяти последних лет было импортозамещение, но реальность оказалась более суровой: услуги, активы, которые поставлялись из-за рубежа, стали реальным дефицитом, и эту проблему решали различные отрасли экономики самостоятельно, лизинг выступал финансовым плечом. Процессы, запущенные для реального импортозамещения, продолжатся, и лизинговые компании останутся одной из важных частей механизма, решающего эти вопросы.
В логистике возникли сложности, и речь не только о физическом перемещении товаров, но и о движении денег. Во втором и третьем квартале года платежи уходили в течение трех и более недель, сейчас банки решают вопросы с платежами в течение рабочей недели, скорость будет увеличиваться, проблема, думаю, решится. А вот перемещение товаров через границы – трудность системная, связанная с изменением потоков движения. Раньше входных точек было несколько, сейчас они сконцентрировались в восточной и юго-восточной частях страны, это влияет на пропускную способность системы. Мы сталкивались с тем, что готовый к отправке груз подолгу стоял на границе, поскольку не хватало пропускной способности железной дороги, пограничных пунктов и переходов, и эта проблема не решена окончательно.
Разница в культуре ведения бизнеса между Россией и Китаем существует и требует пристального внимания. Мы отличаемся с точки зрения способов ведения переговоров, инструментов и техник, используемых моделей. Например, по итогам встречи по привычке подводим итоги, заключая, что достигли договоренности. На взгляд же китайской стороны об этом речи не идет, впереди целый пул переговоров и предложений. Китайские партнеры мыслят образами из-за особенностей языка, письменности, культуры, мы в большей степени мыслим аналогиями, примерами, обращаемся к прошлому опыту.
- Самая большая победа «ТАЛК лизинг» в 2023 году?
- Мы смогли сохранить динамику устойчивого роста вопреки движению рынка, в рамках стратегии, которую разработали еще в 2021 году. Она показала эффективность, ставки, которые сделали, сработали. Лизинг не раз оказывался в кризисных ситуациях, но ни одна из них не влияла на бизнес так сильно, как нынешняя. К счастью, он достаточно диверсифицирован с точки зрения портфеля, и отраслевая специфика позволяет удерживать позиции и в сложные времена. Нам удалось сохранить устойчивый рост, команду, мало того, мы приняли в штат новых сотрудников с высокими компетенциями и отличным опытом.
- Есть что-то, что не получилось?
- Февраль и март были сложными: пришлось расторгнуть несколько контрактов, заключенных в конце 2021 года. Ожидались поставки техники и оборудования, но не было точной уверенности, что предмет лизинга в принципе окажется в России. Плюс с учетом изменившегося курса сильно выросла стоимость некоторых проектов, оценив новый бюджет, мы решили от них отказаться. Серьезным вызовом для всех отраслей экономики страны была кредитно-денежная политика Центробанка с ростом ключевой ставки, отразившейся на стоимости кредитных ресурсов и стоимости фондирования ресурсов для лизинговой компании.
- Как работаете с импортозамещением, с какими тюменскими компаниями работали, кому помогли и чем?
- Здесь следует вспомнить о миссии «ТАЛК лизинг» — приводить в движение экономику региона. Работаем практически со всеми направлениями, от сельского хозяйства до медицины и промышленности, поставляем в новых условиях целые производственные линии, которые изготавливаются по заявке лизингополучателей, например, в Китае.
- А как складывается работа компании на новых рынках – в Екатеринбурге, Челябинске? Запрос от бизнеса в разных регионах отличается?
- На этих рынках мы новички, только заявляем о себе и пытаемся взять ту долю рынка, которая принадлежала другим лизинговым компаниям. Да, запрос бизнеса отличается, здесь больше промышленных предприятий в различных отраслях, иные масштабы производства, численность населения выше, чем в нашем регионе. Запрос номер один – решение производственных задач с использованием лизинга, поставки промышленного оборудования.
- Прогноз на 2023 год существует? Какой стратегии будет придерживаться ТАЛК лизинг?
- Делать прогнозы в текущей ситуации мы не можем, но можем оперировать нашими ожиданиями и экспертным мнением. Смотрим в будущее с оптимизмом: за 2022 год был сформирован отложенный спрос, появились сферы деятельности, ранее незаметные, а в нынешних условиях краеугольные. Думаю, что в ближайшее время мы увидим перераспределение заявок и ощутимый рост. В новом году рассчитываем и на рост с точки зрения объема нового бизнеса, лизингового портфеля. Ничего кардинально менять не будем, продолжим действовать в рамках принятой концепции устойчивого развития, которая работает.
В этом году редакция TMN.SM.NEWS, запустила проект «Большая сотня» . В течение месяца мы публикуем рейтинг персон, оказавших значительное влияние на развитие Тюменской области. Рейтинговые позиции складываются, исходя из масштабности и важности деятельности человека, независимо от занимаемой должности. Генеральный директор «ТАЛК лизинг» Анатолий Картухин также является участником «Большой сотни Тюмени», и уже в ближайшее время мы расскажем о нем в рамках данного проекта.