Найти в Дзене

100 лет Советскому Союзу: вспоминаем самые народные легковушки страны

В статье использованы фотографии автора
В статье использованы фотографии автора

Ровно столетие назад, 30 декабря 1922 года, четыре республики, существовавшие на территории бывшей Российской Империи, объединились в одно государство — Союз ССР...

На долю этой страны выпало немало испытаний, главмым из которых стала Великая Отечественная война. Принято считать, что именно в первые десятилетия после нее СССР достиг своих главных экономических успехов. В том числе и в автопроме. В пятидесятые-семидесятые советские машины не так уж сильно отставали от импортных - и активно экспортировались.

Устраивайтесь поудобнее, а я вам напомню о машинах, которые стали "главными действующими лицами" той эпохи. Постараюсь в красках. И помогут мне в этом собственные фотографии, сделанные на различных выставках за прошедшие пять лет.

P.S.: дабы меня не обвинили в некомпетентности, оговорюсь сразу: порядок расположения производителей я выбрал произвольно. Ну и пробелы, естественно, тоже будут. Это ведь не энциклопедия, а своего рода обрывки памяти. О стране, которую уже не вернешь…

Начать, конечно, нужно с Победы. Ведь именно эта машина олицетворяет собой начало автомобилизации послевоенной страны, если мы говорим о легковых машинах. Всего с 1946 по 1958 год выпущено 241,5 тысяч машин, условно разделенные на три серии в зависимости от даты производства. На фото — ГАЗ-М-20 второй серии
Начать, конечно, нужно с Победы. Ведь именно эта машина олицетворяет собой начало автомобилизации послевоенной страны, если мы говорим о легковых машинах. Всего с 1946 по 1958 год выпущено 241,5 тысяч машин, условно разделенные на три серии в зависимости от даты производства. На фото — ГАЗ-М-20 второй серии
Из сталинской эпохи переходим в хрущевскую. Всеми любимый ГАЗ-21. Эти машины тоже делились на серии, о чем известно многим. На фото машина так называемой первой серии серии, выпуска с 1956 по 1959 год. По сегодняшним меркам она является редкостью, а встретить машину в отличном состоянии и без «колхоза» крайне сложно
Из сталинской эпохи переходим в хрущевскую. Всеми любимый ГАЗ-21. Эти машины тоже делились на серии, о чем известно многим. На фото машина так называемой первой серии серии, выпуска с 1956 по 1959 год. По сегодняшним меркам она является редкостью, а встретить машину в отличном состоянии и без «колхоза» крайне сложно
А это — вторая серия, уже без звезды на облицовке радиатора. Выпуск шел с 1959 по 1962 год, и такую машину тоже массовой не назовешь. Виной тому не только время: поначалу объемы выпуска Волги были очень скромными, и жители отдаленных уголков СССР могли видеть Волгу разве что в кинофильмах
А это — вторая серия, уже без звезды на облицовке радиатора. Выпуск шел с 1959 по 1962 год, и такую машину тоже массовой не назовешь. Виной тому не только время: поначалу объемы выпуска Волги были очень скромными, и жители отдаленных уголков СССР могли видеть Волгу разве что в кинофильмах
ГАЗ-21 третьей серии (1962-1970, олень на капоте данной машины лишний) уже хоть как-то могла претендовать на звание народной — таких автомобилей изготовлено почти 450 тысяч. Общий тираж первого поколения Волги составил 639,5 тысяч машин, включая универсалы ГАЗ-22 и «догонялки» ГАЗ-23
ГАЗ-21 третьей серии (1962-1970, олень на капоте данной машины лишний) уже хоть как-то могла претендовать на звание народной — таких автомобилей изготовлено почти 450 тысяч. Общий тираж первого поколения Волги составил 639,5 тысяч машин, включая универсалы ГАЗ-22 и «догонялки» ГАЗ-23
Волга второго поколения — один их моих главных любимчиков с точки зрения дизайна. Причем на фото как раз ранняя версия, условно первой серии — стояла на конвейере с 1970 по 1977 год. Тем удивительнее великолепная сохранность и просто шикарный цвет! Именно эта машина побудила меня к написанию данного опуса
Волга второго поколения — один их моих главных любимчиков с точки зрения дизайна. Причем на фото как раз ранняя версия, условно первой серии — стояла на конвейере с 1970 по 1977 год. Тем удивительнее великолепная сохранность и просто шикарный цвет! Именно эта машина побудила меня к написанию данного опуса
А это уже ГАЗ-24 условно второй серии, 1977-1985 годы. Настоящий символ застоя. Признак успешности одних и зависти других. К слову, общий тираж выпуска данной Волги не так уж и мал: 1 млн 56 тысяч с 1970 по 1985 год. Это включая такси и универсалы скорой помощи
А это уже ГАЗ-24 условно второй серии, 1977-1985 годы. Настоящий символ застоя. Признак успешности одних и зависти других. К слову, общий тираж выпуска данной Волги не так уж и мал: 1 млн 56 тысяч с 1970 по 1985 год. Это включая такси и универсалы скорой помощи
На смену оригинальной ГАЗ-24 в год начала перестройки пришла ГАЗ-24-10. Обновленная по технике и в то же время удешевленная внешне. Сзади, впрочем, от модели 1970-ого она почти не отличалась. С 1985 по 1992 годы изготовлено 425 тысяч автомобилей всех модификаций
На смену оригинальной ГАЗ-24 в год начала перестройки пришла ГАЗ-24-10. Обновленная по технике и в то же время удешевленная внешне. Сзади, впрочем, от модели 1970-ого она почти не отличалась. С 1985 по 1992 годы изготовлено 425 тысяч автомобилей всех модификаций
А теперь переходим к действительно доступным в СССР машинам. Семейство Москвичей второго поколения в 1956 году отрылось моделью М-402. Понтонный кузов имел стиль, схожий с ГАЗ-21. Да и объемы производства поначалу почти не превосходили Волгу. За два с лишним года выпущено всего 88 тысяч таких седанов
А теперь переходим к действительно доступным в СССР машинам. Семейство Москвичей второго поколения в 1956 году отрылось моделью М-402. Понтонный кузов имел стиль, схожий с ГАЗ-21. Да и объемы производства поначалу почти не превосходили Волгу. За два с лишним года выпущено всего 88 тысяч таких седанов
Но вслед за М-402 на конвейер встал более известный в народе Москвич-407. Тираж этой модели почти достиг 360 тысяч экземпляров. Но на фото не она — а венец семейства, седан 403. Он выпускался с 1962 по 1965 год. Общие объемы выпуска серии 402/403/407 составили 553 тысячи машин, включая универсалы и фургоны
Но вслед за М-402 на конвейер встал более известный в народе Москвич-407. Тираж этой модели почти достиг 360 тысяч экземпляров. Но на фото не она — а венец семейства, седан 403. Он выпускался с 1962 по 1965 год. Общие объемы выпуска серии 402/403/407 составили 553 тысячи машин, включая универсалы и фургоны
Но настоящего расцвета Москвич как народная марка достиг в следующем поколении машин. Переходный Москвич-408 со старым 50-сильным мотором мы пропустим и сразу включим в список тот самый, любимый всеми М-412 образца 1968 года. На фото именно московского выпуска, с полным «хром-пакетом» и прямоугольными фарами
Но настоящего расцвета Москвич как народная марка достиг в следующем поколении машин. Переходный Москвич-408 со старым 50-сильным мотором мы пропустим и сразу включим в список тот самый, любимый всеми М-412 образца 1968 года. На фото именно московского выпуска, с полным «хром-пакетом» и прямоугольными фарами
Интересно, что вопреки расхожему мнению настоящий АЗЛК-412 московского производства не был массовым: до начала 1976 года выпущено всего 329 тысяч машин седанов, плюс 33 тысячи универсалов М-427 (на фото) и 30 тысяч фургонов М-434! А затем пошел в серию уже Москвич-2140…
Интересно, что вопреки расхожему мнению настоящий АЗЛК-412 московского производства не был массовым: до начала 1976 года выпущено всего 329 тысяч машин седанов, плюс 33 тысячи универсалов М-427 (на фото) и 30 тысяч фургонов М-434! А затем пошел в серию уже Москвич-2140…
Подавляющее большинство из тех 412-ых, что ездят сейчас по дорогам, выпущены уже в Ижевске. Там же на базе седана сделали собственный лифтбек ИЖ-2125 Комби, причем довольно симпатичный. На фото представлен именно ранний вариант 1973 года, с оригинальной хромированной облицовкой радиатора
Подавляющее большинство из тех 412-ых, что ездят сейчас по дорогам, выпущены уже в Ижевске. Там же на базе седана сделали собственный лифтбек ИЖ-2125 Комби, причем довольно симпатичный. На фото представлен именно ранний вариант 1973 года, с оригинальной хромированной облицовкой радиатора
С 1982 года в серию пошла обновленная (читай — удешевленная, а именно лишенная хрома и поменявшая блока-фары на круглые) версия Иж-21251. Зато здесь появились передние дисковые тормоза и травмобезопасные дверные ручки. Всего же с 1793 по до 1999-ого выпущены 414 тысяч машин в варианте Комби
С 1982 года в серию пошла обновленная (читай — удешевленная, а именно лишенная хрома и поменявшая блока-фары на круглые) версия Иж-21251. Зато здесь появились передние дисковые тормоза и травмобезопасные дверные ручки. Всего же с 1793 по до 1999-ого выпущены 414 тысяч машин в варианте Комби
А вот и сам АЗЛК-2140. В Ижевске такие машины не выпускали, зато в Москве на их базе делали и универсалы, и (в ранние годы) коммерческий фургон М-2734. Но в памяти многих из нас скорее знаменитый Москвич-Люкс 2140 SL. Обычный же седан известен своим производством в дружеской Болгарии
А вот и сам АЗЛК-2140. В Ижевске такие машины не выпускали, зато в Москве на их базе делали и универсалы, и (в ранние годы) коммерческий фургон М-2734. Но в памяти многих из нас скорее знаменитый Москвич-Люкс 2140 SL. Обычный же седан известен своим производством в дружеской Болгарии
С 1976 по 1988 год (тогда по конвейеру уже вовсю шел печально известный М-2141) изготовлено ориентировочно 997 тысяч машин семейства Москвич 2140 и 2138, включая универсалы и очень маленькое число грузовых фургонов (с начала восьмидесятых их производил только Ижевск)
С 1976 по 1988 год (тогда по конвейеру уже вовсю шел печально известный М-2141) изготовлено ориентировочно 997 тысяч машин семейства Москвич 2140 и 2138, включая универсалы и очень маленькое число грузовых фургонов (с начала восьмидесятых их производил только Ижевск)
Третьим заводом по массовому производству легковушек СССР (после ВАЗ и АЗЛК) стал Запорожский. Как известно, история ЗАЗ начала в 1960 году с появлением модели ЗАЗ-965. С различными модернизациями ее выпускали до 1969-ого, но объемы производства тоже были ограничены — собрано всего 322 тысячи самых дешевых в стране машин
Третьим заводом по массовому производству легковушек СССР (после ВАЗ и АЗЛК) стал Запорожский. Как известно, история ЗАЗ начала в 1960 году с появлением модели ЗАЗ-965. С различными модернизациями ее выпускали до 1969-ого, но объемы производства тоже были ограничены — собрано всего 322 тысячи самых дешевых в стране машин
На смену «мыльнице» ЗАЗ-965 пришел «ушастик» следующего поколения, 966. Всего через пару лет ее дополнила улучшенная модель ЗАЗ-968, а на фото уже представлен обновленный вариант Запорожец-968А образца 1973 года. Ради нужно отметить, что на базе этих машин строили самое большое количество машин для инвалидов за всю историю СССР
На смену «мыльнице» ЗАЗ-965 пришел «ушастик» следующего поколения, 966. Всего через пару лет ее дополнила улучшенная модель ЗАЗ-968, а на фото уже представлен обновленный вариант Запорожец-968А образца 1973 года. Ради нужно отметить, что на базе этих машин строили самое большое количество машин для инвалидов за всю историю СССР
А это поздняя и наиболее известная нам, поколению восьмидесятых, модель ЗАЗ-968М. Сейчас их встретишь нечасто, но в свое время Запорожцы выпускались в больших количествах. С 1968 по 1994 год изготовлено в общей сложности 3 млн 100 тысяч седанов семейства 966/968. «Ушей», то есть воздухозаборника для охлаждения ДВС, на 968М уже не было
А это поздняя и наиболее известная нам, поколению восьмидесятых, модель ЗАЗ-968М. Сейчас их встретишь нечасто, но в свое время Запорожцы выпускались в больших количествах. С 1968 по 1994 год изготовлено в общей сложности 3 млн 100 тысяч седанов семейства 966/968. «Ушей», то есть воздухозаборника для охлаждения ДВС, на 968М уже не было
Если подходить к вопросу строго, то УАЗ-469 нельзя назвать легковушкой. А вот легковым внедорожником — почему бы и нет? С тиражами у него тоже проблем нет: с 1972 года изготовлено около 2 миллионов «козликов» разных модификаций! И эта машина мелкосерийно собирается на УАЗе до сих пор. Только с 2019 года Хантер регистрируют уже не как легковую, а как коммерческую технику
Если подходить к вопросу строго, то УАЗ-469 нельзя назвать легковушкой. А вот легковым внедорожником — почему бы и нет? С тиражами у него тоже проблем нет: с 1972 года изготовлено около 2 миллионов «козликов» разных модификаций! И эта машина мелкосерийно собирается на УАЗе до сих пор. Только с 2019 года Хантер регистрируют уже не как легковую, а как коммерческую технику
Еще один представитель отдельной республики в составе СССР, РАФ-2203. Второе поколение микроавтобусов из Латвии выпускалось с 1975 по 1997 год (на фото — ранняя версия). Всего изготовлено 287 тысяч машин. И на всем постсоветском пространстве до сих пор немало людей, которые хотели бы возобновления выпуска «рафиков»…
Еще один представитель отдельной республики в составе СССР, РАФ-2203. Второе поколение микроавтобусов из Латвии выпускалось с 1975 по 1997 год (на фото — ранняя версия). Всего изготовлено 287 тысяч машин. И на всем постсоветском пространстве до сих пор немало людей, которые хотели бы возобновления выпуска «рафиков»…

P.S.: Какие автомобили не попали в обзор? Напишите в комментариях. И не забудьте подписаться на мой канал - самое интересное из автомобильной истории еще впереди!

Для любителей истории отечественного транспорта в продаже есть уникальная книга из Ижевска:

Книга "Ижевские мотоциклы 1928-2008. Дорожные модели" Воробьев С. А. – купить книгу ISBN 978-5-4344-0910-0 с быстрой доставкой в интернет-магазине OZON

СССР
2461 интересуется