Найти в Дзене
История со вкусом

Олицетворение материнской любви

Элизабет Виже-Лебрен Автопортрет художницы с дочерью. 1789, Лувр, Париж
Элизабет Виже-Лебрен Автопортрет художницы с дочерью. 1789, Лувр, Париж

Это сейчас нам хватает одного нажатия по сенсору телефона и у нас за секунду появится фото. А людям прошлых лет дабы сохранить свою внешность в веках приходилось подолгу рисовать портреты и автопортреты.

Одним из самых известных автопортретов является картина французской художницы Элизабет Вижу изображающий ее саму вместе с 9-летней дочерью Жюли. Картина художницы стала отображением идеи материнства и женственности в XVIII в.

Это второй автопортрет художницы, первый она написала тремя годами ранее, он пользовался огромной популярностью получив название "Материнская нежность".

Второй автопортрет Элизабет написала по заказу графа д’Ангивиллера, генерального директора Королевских строений. В музей Лувра картина попала после французской революции.

«Эти два портрета поразили своё время, потому что они выражают изменение, которое произошло тогда в менталитете относительно места матери и концепции материнской любви. С середины века наблюдалось глобальное увлечение всем, что связано с „природой“, — беспрецедентное развитие естественных наук, интерес к жизни „диких“ популяций (…). Выразительность естественных чувств, которые до сих пор скрывались, была элементом этого движения. В обществе, как в искусстве, так и в литературе, эмоции, особенно в сентиментальной форме, занимают главное место».
Le nouveau visage de l’amour maternel

Материнскую любовь изображенную на картине начали восхвалять и прославлять, все больше отвергая идеи прошлого, когда родители отдаляли ребенка от себя или вовсе отдавали кормилице или гувернеру. О ежедневных встречах со своими детьми рассказывала королева Мария-Антуанетта, что противоречило дворцовым правилам.

Создавая свои картины Элизабет ориентировалась на религиозную живопись - изображения Мадонн с детьми, которые веками оставались главным изображением материнства в искусстве. В то время как обычные картины женщин с детьми оставались парадными и не передавали всей сущности материнской любви. И только с появлением автопртретов Виже Лебрен послужили толчком к тому, что в дальнешем художники оставили официоз и все больше стремились изображать на своих полотнах нежность и материнскую защиту. В дальнейшем сама художница будет использовать свой стиль в своиз заказах изображая аристократок с их детьми и даже русских дворянок.