Популярность «Двух капитанов» позволила сотрудникам Российского музея Арктики и Антарктики и Литературного музея «XX век», готовившим выставку, говорить о том, что в романе Каверина заложен культурный код. От поколения к поколению он передает понимание долга и чести, необходимости постигать научную истину и быть порядочным в ее поисках. Выставка приурочена к 120‑летию Вениамина Каверина, она собрала предметы и документы из 15 российских музеев, библиотек, киностудий, частных собраний. Музей истории Петербурга предоставил коллегам свои просторные залы. #INJECT_1# Первый стендовый раздел выставки подробно рассказывает об арктических экспедициях Георгия Седова, Георгия Брусилова и Владимира Русанова 1912 – 1914 годов. Почти через 100 лет была организована экспедиция на Новую Землю и Землю Франца-Иосифа с целью поиска пропавших русских полярников начала ХХ века. Она носит название «По следам двух капитанов» в честь героев каверинского романа капитана Ивана Татаринова и летчика Сани Григорьева, отработала уже несколько сезонов — были обнаружены фрагменты поселений, зимовок, складов полярных экспедиций начала ХХ века. Проект «По следам двух капитанов» стал постоянно действующим. Он поддерживается государством и Русским географическим обществом. Здесь же находится модель двухмачтовой паровой шхуны «Святой мученик Фока», на которой путешествовала экспедиция Седова. Она была создана в 1943 году учащимися Соловецкой школы юнг. Сейчас модель находится в коллекции Музея Арктики петербургской школы № 336. Вторая часть выставки посвящена роману «Два капитана», его созданию, работе художников над иллюстрациями, театральным постановкам по роману и экранизациям в кино и на телевидении. Идея романа складывалась постепенно. В 1936 году Каверин встретил художника Николая Пинегина, друга Седова, участника его полярных походов. Примерно в то же время писатель познакомился с молодым ученым-генетиком Михаилом Лобашевым. Тот рассказывал Каверину о своей юности, проведенной на Волге, бегстве беспризорником в Ташкент — город хлебный в годы Гражданской войны, учебе в Ленинградском университете и научной работе. До запрета генетики было еще далеко. В детстве мне довелось общаться с Лобашевым, тогда звездой советской науки, автором учебника, по которому генетике учили во всех советских вузах. На своей даче он выращивал дивные чайные розы и готовил вкуснейший узбекский плов, играл с нами, мальчишками, в футбол… Но вернемся в тридцатые годы ХХ века. Каверин выбирал для романа между сюжетами об ученом и о полярнике. Выбор подсказало время: в 1930‑е годы начиналось освоение Арктики. Главным героем романа стал полярный летчик, но Каверин использовал некоторые факты биографии Лобашева. Прототипом капитана Татаринова стал Седов. Прототипом Сани Григорьева — полярные летчики Самуил Клебанов и Борис Чухновский. Первое издание «Двух капитанов» вышло в 1940 году. На выставке представлено второе издание. На титульном листе автограф: «Дорогому Мише Зощенко — с двадцатилетней любовью. 10 IV 41 г.». Несколько месяцев назад Литературный музей «ХХ век» получил в дар от наследников ленинградской художницы Александры Якобсон тридцать эскизов ее иллюстраций к этому изданию романа. Они выставляются впервые, как и некоторые личные вещи Каверина — трость, портфель и чернильная ручка. Портрет писателя был сделан в 1926 году фотографом Моисеем Наппельбаумом. В конце 1945 года Каверин закончил вторую часть романа, посвященную жизни героев во время Великой Отечественной войны. В 1947‑м в «Детгизе» вышло первое полное издание «Двух капитанов». Через восемь лет на «Ленфильме» режиссер Владимир Венгеров экранизировал роман. В главной роли снялся Александр Михайлов, актер МХАТа, до этого сыгравший Григорьева в Центральном детском театре. В роли Кати Татариновой дебютировала в кино Ольга Заботкина, балерина Кировского театра. Для композитора Олега Каравайчука этот фильм стал одной из первых работ в кино. На выставке показаны кадры из этой культовой картины. Рядом — кадры из телевизионной экранизации 1976 года. Каверин и в этом случае выступил одним из авторов сценария: писатель любил кинематограф и с удовольствием участвовал в экранизациях своего романа. С тех пор девиз главного героя «Двух капитанов» — «Бороться и искать, найти и не сдаваться» — стал культурным кодом для новых исследователей Севера.
В особняке Румянцева открылась выставка «Культурный код. Каверин 2.0»
3 минуты
12 прочтений
29 декабря 2022