1941-1945 годы
Советско-германский фронт. Северо-Запад.
Розыск агентов и диверсантов осуществлялся также и по признакам фиктивности документов.
В целях розыска вражеских агентов таким путем армейские контрразведчики приобретали агентов и доверенных лиц из офицеров строевых частей, штабов, отделов кадров воинских частей и соединений, военнослужащих железнодорожных, водных и военных комендатур, продовольственных и пересыльных пунктов и т. д. С их участием во фронтовой полосе проводилась проверка документов у всех лиц, передвигавшихся в одиночном порядке, либо в составе небольших подразделений и команд.
При проверке документов особое внимание обращалось на их подлинность, время выдачи, на подписи и содержание документа. Обязательно проверялись все имеющиеся у данного лица документы. Практиковался краткий устный опрос.
Успеху в работе по розыску агентов противника по признакам фиктивности документов способствовала вводившаяся через соответствующие органы военного управления по инициативе армейских контрразведчиков особая литеровка (сроком на 10—15 дней) командировочных предписаний и других воинских документов. Подтверждением этому может служить факт задержания 17 октября 1943 года УКР «Смерш» Волховского фронта немецких шпионов Попова и Богданова, в командировочных предписаниях которых отсутствовал условный шифр, 4 октября 1942 года военнослужащий оперативной группы задержал на железнодорожной станции Бологое по признакам фиктивности документов разыскиваемых гитлеровских агентов-парашютистов Солода и Володькина.
В тех случаях, когда известные органам военной контрразведки признаки фиктивности документов агентов противника в розыскной работе должным образом не учитывались, эффективность пресечения вражеской агентурной деятельности значительно снижалась.
Так, арестованный военной контрразведкой агент немецкой разведки Данильчук показал, что по железной дороге или на автомашине он неоднократно проезжал из Петрозаводска в Беломорск и другие населённые пункты. За всё время только два или три раза у него проверяли документы, причём достаточно было предъявить любую справку или повысить голос (он маскировался под старшего командира), чтобы свободно проехать.
(Источник: Н. Маркин)