Танец дарит свободу телу и духу, позволяет раскрыться и высказаться, ощутить себя счастливым вне зависимости от того, как и где танцевать. В рамках рубрики, в которой мы задаём наивные вопросы профессионалам своего дела, хореограф и художественный руководитель коллектива доцент кафедры театрального искусства ГБОУ ВО РК «КУКИиТ» Ольга Черкасова рассказала о том, как стать выдающимся танцором и обрести свободу в своих движениях.
ДВИЖЕНИЕ И ЖИЗНЬ
– Давно ли вы заинтересовались танцами?
– С детства. В советское время было очень важно чем-то заниматься, кроме школы. Мне всегда нравились движение и жизнь. Меня влекли сцена и работа над собой. Поэтому я успела побывать ученицей многих интересных хореографов, которым очень благодарна. Если вспомнить самый яркий момент моей танцевальной деятельности, то это работа в молдавском коллективе танцевальных хореографических миниатюр. Скучаю по этому советскому периоду: все республики между собой дружили, были едины и мне посчастливилось, работая в Молдавии, соприкоснуться с её культурой. С любовью вспоминаю это время. Впрочем, любые постановка, спектакль или номер для хореографа являются ярким событием. Он живёт этим. Последний гала-концерт Всекрымского смотра-конкурса любительского искусства «Ступени мастерства», который прошёл 13 октября, – это же феерия красок танцевального и вокального искусства! Я испытываю радость и гордость за то, что в Крыму есть такие руководители, создавшие коллективы, увлечённые тем, что они делают на сцене.
– Можно ли быть хорошим хореографом, но плохим танцором?
– Конечно, это две разные профессии. Хореограф должен понимать как своё тело, так и тело ученика, чтобы объяснить задачу, которую он ставит перед танцором. Не всегда хороший танцор будет таким же балетмейстером. Хотя французский танцовщик и балетмейстер Морис Бежар не обладал нужными физическими данными. Его педагог убеждал, что не быть Морису танцором никогда. Но любовь к танцу победила, и он стал выдающимся балетмейстером ХХ века. Этот яркий пример показывает, что если ты не выдающийся танцор, то это не значит, что не станешь выдающимся балетмейстером.
С ГОРЯЩИМИ ГЛАЗАМИ
– Как перестать быть «деревянным»?
– Любой человек должен обрести свободу в своих действиях. Тогда он будет красив. Необязательно танцевать, нужно на-учиться чувствовать своё тело. Для этого существует множество тренингов. Так как я работаю с танцорами и актёрами, мне ближе раскрыть индивидуальность исполнителя, чтобы тот смог выразить себя в свободном движении. В работе с коллективами я добиваюсь единого исполнения. Мы же все разные: у кого-то больше физических данных, у кого-то более гибкая спина… Так что полезно готовиться долго и терпеливо, получая удовольствие от растяжки, освобождаясь от комплексов, которые изначально у нас только в голове. На занятиях прошу вытянуть ногу, потянуть носок. Вас сразу охватит неприятное ощущение. Так нужно полюбить это ощущение для того, чтобы оно стало вашим! Тогда тело удлиняется, становится красивым, подтянутым. В осанке проявляется гордость. Красота!
– Как считаете, с детьми интереснее работать, чем со взрослыми?
– Со взрослыми как руководитель я отдыхаю, получаю удовольствие от того, как они профессионально двигаются, понимают меня с полуслова. Маленькие танцоры интересны горящими глазами, радостью, тем, что они словно белый лист, на котором можно писать что угодно, подключая креативное мышление.
СОСТОЯНИЕ ДУШИ
– Что вас вдохновляет при постановке хореографии, откуда черпаете силы?
– Иногда это музыка. Я испытываю влечение к музыке, она способствует фантазии и даёт мне силы. А иногда это задача, которая ставится перед моим коллективом. Чем больше сложных задач, которые требуют решения, тем интереснее работать.
– Популярен ли народный танец в современном обществе?
– Я выходец из народного танца. В наше время мы мечтали танцевать современную и неизведанную нами хореографию. Сегодня появляется очень много новых жанров и направлений. Я наблюдала за ними, как вдруг признала для себя, что лучше народного танца ничего нет. Приятно смотреть: внешний вид, аккуратные танцоры с поставленными спинами, в костюмах, в которых воплощаются особенности национальности. И я больше чем уверена, что молодёжи нужно прививать любовь к народному танцу, потому что это часть воспитания нашего подрастающего поколения.
ОЛЬГА ЧЕРКАСОВА:
• в 1987-м окончила Краснодарский государственный институт культуры по специальности «Хореография»,
с 1987 по 1991 год работала балетмейстером в театре моды «Мода Музыка Модерн» в Кишинёве,
• работала в музыкальном театре Genta latine Кишинёва,
• заслуженный работник культуры Республики Крым,
• заслуженный работник культуры Украины,
• член Союза театральных деятелей Российской Федерации,
• с 1993 года – руководитель крымского танцевального коллектива Music safe,
• с 2014 года – доцент кафедры театрального искусства ГБОУ ВО РК «КУКИиТ».
ЕЩЁ НЕ БЕЖАР
– Где работают в Крыму профессиональные танцоры?
– Танцорам есть где реализовывать свой талант в полной мере. Учатся на отделении хореографии КУКИиТ. Затем для построения карьерного роста у нас есть Вокально-хореографический ансамбль «Таврия» им. Л. Д. Чернышовой, балет в Музыкальном театре, Крымско-татарский ансамбль песни и танца «Хайтарма», Крымско-татарский фольклорный ансамбль «Крым».
– Какими качествами должен обладать хороший танцор?
– Терпением и трудолюбием.
– Сколько может зарабатывать специалист вашей сферы?
– Мы выходцы из Советского Союза, поэтому работаем за идею. Как работаешь, столько и зарабатываешь. Нельзя ставить деньги во главу всего, они придут сами. В приоритете творчество.
– Каков карьерный рост для представителей профессии?
– Когда человек искренне любит свою работу, то и карьера у него сложится. Главное – заниматься творчеством. Имеешь хороший коллектив, разъезжаешь по всей России, тебя все знают – разве это не карьерный рост?
– Какие плюсы и минусы отмечаете в профессии?
– Если вы в своей профессии видите минусы, то вам нужно менять работу. В моей профессии уж точно одни плюсы: работа с молодёжью, музыкой, разными интересными людьми, начиная со своих исполнителей и заканчивая другими коллективами. Мысли всегда о предстоящей постановке, просыпаешься уже с ними. Поэтому у нас очень интересная профессия, минусов нет.
Топ любимых хореографий:
• балеты Бориса Эйфмана: «Роден», «Анна Каренина», «Братья Карамазовы»;
• Морис Бежар: «Весна священная», «Болеро», Ballet for life.
Диана МАСЛОВА