Найти тему
Герои и битвы

Казак пластун против гусара штрафника: чью кунфу лучше. Как дрались на Руси

Интересная история с точки зрения изучения отечественных единоборств, которые активно восстанавливаются поклонниками "русского стиля", произошла в 1828 году. 4-го Конного Черноморского казачьего полка урядник Аксюк (то самый черноморский, из которого появились знаменитые диверсанты пластуны) вез из Динабурга в Тифлис (оба города находятся сейчас в других государствах) одного проштрафившегося офицера. Этим штрафником был лишенный чина князь Оболенский, прежде служивший поручиком в Елисаветградском гусарском полку. Передать провинившегося гусара предстояло самому командиру Отдельного Кавказского корпуса графу Паскевичу Эриванскому.

По дороге между этими представителями двух прославленных родов войск: казаком (теоретически диверсантом) и гусаром (настоящим штрафником) произошла ссора, которая закончилась дракой в которой каждый из них применил свои воинские умения в области рукопашного боя.

Оба остались живы и подали жалобы друг на друга, из которых можно проследить весь ход этого эпохального события. События разыгрались недалеко от деревни Колюковки Орловской губернии. Якобы казак Аксюк злорадствуя по поводу положения князя Оболенского, грубил и поносил всю его фамилию "и все Дворянство", а князь-гусар смиренно уговаривал (?) его не говорить такие слова "дабы удержать от таких дерзостей".

Черноморский казак справа
Черноморский казак справа

Аксюку его уговоры не понравились и он произвел страшный боевой захват: одной рукой схватил гусара за грудь, а второй за усы (!!!). И из этой позиции пообещал выдать 500 плетей. Можно было бы подумать, что подобное нетривиальное воздействие обескуражит гусара и отобьет у него желание сопротивляться. Но нет, князь Оболенский провел ошеломляющее ответное действие (сейчас бы это назвали бесконтакт). Он сказал Аксюку, что сбросил с повозки его зонтик (вероятно, вещь в 19 веке довольно дорогая, особенно для казака) в той самой деревне Колюковке.

Казак, понимая, что может произойти с его зонтиком в руках колюковских крестьян, немедленно побежал к их домам. В это время Оболенский завладел саблей Аксюка, лежащей в повозке и, догнав казака, используя свои превосходные навыки фехтования и рубки, нанес ему один удар (одним ударом наповал?), после чего Аксюк, используя свои навыки диверсанта, моментально скрылся в неизвестном направлении. Да ... еще в руках в гусара оказался неизвестно чей пистолет, но слава Богу он был не заряжен.

Как ни странно, Аксюк оказался вполне жив. При осмотре в Орловской врачебной управе зафиксировано, что у него: "на правом боку пониже фальшиваго ребра имеется ничего незначащий продолговатый шрам, длиною в 5 вершков, от коего едва верхняя только кожа оцарапана". Князь Оболенский объяснил свои действия временным помешательством (берсерк?), на которое его подвигли обещанные ему 500 плетей. Аксюк уверял, что гусар спер у него 365 руб., выданных на "прогон" до Тифлиса, но при обыске у князя, который никуда не уходил с места ничего не нашли. Чем сия история закончилась и куда делись деньги неизвестно.

Источник: Российский государственный исторический архив. Фонд Департамент полиции исполнительной МВД