Найти в Дзене

«Производство шин в Казахстане позволит обойти любые санкции против каучуковой отрасли России»

В Сарани Карагандинской области Казахстана президент Татарстана и первый заместитель премьер-министра Казахстана торжественно запустили производство шин на заводе KamaTyresKz - совместном предприятии (СП) компаний «Татнефть» и «Аллюр».

Это первый в стране завод по выпуску автомобильных шин, ранее аналогичная продукция полностью импортировалась. Старт строительству предприятия дали еще в апреле 2021 года. Ожидается, что на проектную мощность СП выйдет в 2024 году. На втором этапе совместного проекта планируется начать производство резинотехнических изделий, а на третьем – освоение выпуска шин для сельскохозяйственной техники.

Применяемые технологии и оборудование на производстве отличаются высоким уровнем автоматизации, энергоэффективности и минимальным воздействием на окружающую среду. По своим характеристикам и качеству продукции KamaTyresKz будет соответствовать лучшим мировым брендам.

В производственном цикле задействуют 126 единиц основного технологического и 528 вспомогательного оборудования ведущих мировых производителей. Общий объем инвестиций в проект составил 171 млрд тенге (около 22,7 млрд рублей). Завод сможет выпускать три млн легковых и 500 тысяч грузовых шин диаметром от 15 до 22 дюймов.

Завод обеспечит более 1,1 тысячи квалифицированных рабочих мест, а также он повысит локализацию смежных производств. Продукцию направят на комплектацию автомобилей в Казахстане, а также на экспорт.

На церемонии запуска производства глава Татарстана поблагодарил руководство двух стран за поддержку развития сотрудничества и назвал Казахстан одним из ведущих зарубежных партнеров республики.

- Мы благодарны за внимание к нашим вопросам и неизменную готовность оказывать содействие в реализации совместных проектов, - сказал Минниханов.

-2

Примечательно, что по итогам прошлого года товарооборот между Татарстаном и Казахстаном достиг 629 млн долларов. За девять месяцев 2022 года зафиксирован рост в 5,8%.

Президент Казахстана , с которым Минниханов встретился после посещения завода, отметил важность дальнейшего укрепления взаимного партнерства. Он подчеркнул, что продолжит поддерживать подобные совместные проекты.

Аналитик ФГ «Финам» говорит, что «Татнефть» последовательно развивает партнерство с казахстанскими компаниями, которое будет состоять из шинного бизнеса и производства сырья для него.

- В условиях постепенной потери европейского рынка и невозможности роста добычи развитие бизнеса в Казахстане можно считать хорошим способом для диверсификации деятельности, - добавил он. - Проект в Казахстане может позволить «Татнефти» стать заметным игроком на шинном рынке данной страны. Развитие же шинного бизнеса в России во многом будет зависеть от способности «Татнефти» воспользоваться купленными активами Nokian Tyres. Теоретически данных производственных мощностей достаточно и для экспорта в некоторые страны СНГ, однако о более масштабной экспансии речи, конечно, не идет.

-3

Специалист департамента стратегических исследований Total Research отмечает, что «Татнефть» планирует к 2026 году локализовать производство сырья для шинного комплекса, создав производство бутадиенового каучука в Атырауской области. Напомним, что в ноябре 2021 года «Татнефть» и «КазМунайГаз» создали совместное предприятие ТОО «Бутадиен». Запустить производства с мощностью до 180 тысяч тонн бутадиена и бутадиеновых каучуков в год запланировали в 2026 году на территории СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк».

По мнению Островского, заход российской компании на рынок Казахстана показывает крепкие экономические связи между государствами и создает возможности недопуска западных компаний на эти рынки.

- Благодаря покупке Nokian Tyres и выходу на зарубежные рынки «Татнефть» становится новым сильным игроком на рынке шин и продвигается к своей цели стать глобальной каучуковой компанией, - считает эксперт.

Запуск шинного производства положительно повлияет на развитие экономик России и Казахстана, а также повысит интерес инвесторов к «Татнефти», так как бизнес становится все более диверсифицирован.

- Также производство шин в Казахстане позволит обойти любые санкции против каучуковой отрасли России, так как шины по факту будут казахские, - дополнил собеседник.

-4

Кауфман в свою очередь сказал, что шинный бизнес достаточно невелик в масштабах татарстанской нефтяной компании. В 2021 году, когда российский шинный бизнес ещё не был продан, на него приходилось около 5% выручки при объеме производства, кратно превышающем планируемые мощности завода в Казахстане. На этом фоне в «Финаме» полагают, что данные новости не окажут влияния на акции. Ключевыми факторами, которые будут влиять на котировки, станут рублевая цена на нефть и влияние санкций на объем добычи и экспорта.