Найти тему

Похороны глобализации: зачем ЕС втянули в торговую войну США и Китая?

Оглавление

У нас в стране говорится: "Вода у друга лучше, чем у врага мед". По всей видимости, руководство Евросоюза придерживается мудрости русского фольклора, когда речь заходит об экономической стратегии. Иначе объяснение выбора США в качестве стратегического союзника превращается в задачу "со звездочкой". Как Европа стала разменной монетой в торговой войне США и Китая, читайте в нашем новом посте.

Эмманюэль Макрон, Олаф Шольц, Джо Байден и Борис Джонсон (Фото: Leonhard Foeger / Reuters)
Эмманюэль Макрон, Олаф Шольц, Джо Байден и Борис Джонсон (Фото: Leonhard Foeger / Reuters)

Тайное становится явным

В августе Байден подписал «Закон о снижении инфляции» - удар в спину для экономических партнеров США. В рамках проекта, $369 млрд будет выделено на развитие «зеленой» энергетики, что позволит сократить выбросы углерода в США на 40% к 2030 г. Недовольство ЕС вызвало предоставление льгот в размере $7500 на покупку новых электромобилей, произведенных на территории США, и льгот для производителей аккумуляторов, которым могут возместить более 30% затрат.

Европейцы (и остальные автопроизводители) справедливо увидели в законе признаки несправедливой конкуренции, противоречащие правилам ВТО и принципам свободной торговли. Результатом принятых мер станет отток инвестиций из ЕС в США и падение спроса на европейские электромобили. Комично, что стимулирование зеленой повестки стало яблоком раздора между основоположниками тренда ЕС и их "надежным" союзником США. Подливает масла в огонь тот факт, что летом 2021 г. Европа и США договорились о создании совета по торговле и технологиям, чтобы исключить "создание необоснованных барьеров в мировой торговле".

Новый закон, вступающий в силу с начала 2023 г. станет серьезным ударом по европейской промышленности в довесок к энергокризису.

Немного цифр: в ЕС в автопроме занято 6,6% населения, налогообложение ежегодно приносит €374 млрд, доля в инвестициях в НИОКР более 32% (€58,8 млрд в 2020 г.).

Не удивительно, что Макрон зачастил на ковер к Байдену с просьбами сделать исключение для Европы, в то время как менее влиятельные политики начали предсказывать безработицу и деиндустриализацию Европы и требовать ответных субсидий.

Производство автомобилей по странам
Производство автомобилей по странам

Just business

Обратим внимание на новости последних месяцев:

  • Июнь: BMW запустил новый завод электромобилей в Шэньяне
  • Июль: Audi начала строительство завода электромобилей к 2024 г. в Китае
  • Сентябрь: Mercedes-Benz открыл производство тяжелых грузовиков в КНР
  • Октябрь: BMW Group объявил о планах перенести производство электрокаров Mini из Великобритании в Китай

Энергетический кризис вынуждает автопроизводителей (и не только их) переносить производства из дорогой Европы в регионы с дешевой электроэнергией, рабочей силой и политический стабильностью. И выбор падает преимущественно на Китай, поскольку потенциальный рынок сбыта там необъятный. К тому же инвестиции европейских производителей в производство электромобилей будут только расти, поскольку Еврокомиссия приняла решение отказаться от автомобилей с ДВС к 2030 г.

BMW празднует 50-летие электромобиля. Источник: https://www.bmwgroup.com
BMW празднует 50-летие электромобиля. Источник: https://www.bmwgroup.com

Позиция США также ясна: сосредоточение высокотехнологичных производств в Китае ускоряет развитие поднебесной, поэтому администрация Байдена стремится этому помешать - резонно, если судить с точки зрения США. Поэтому "Закон об инфляции" убивает одним выстрелом двух зайцев, в роли зайцев - Китай и ЕС. Но в случае с ослабленной Европой, потеря автопрома действительно может стать если не смертью, то серьезным ранением.

Каждый сам за себя

Пандемия Covid-19 в 2019-2020 гг. во всей красе проявила ненадежность глобализации, которая оказалась применимой только в идеальном мире согласия и добра. Затем СВО окончательно "приговорила" глобализацию, дав понять, что в любой локальный конфликт моментально разрушит глобальные цепочки поставок. И это не считая угрозы введения торговых санкций и ограничений. Торговая война США и Китая подтверждает наблюдение: страны стремятся максимизировать индустриализацию своих стран разными способами: субсидиями, торговыми войнами, нарушением правил ВТО, выгодными налоговыми условиями и др.

Если между Китаем и США наблюдается противостояние, то Евросоюз терпит бедствие из-за полной зависимости от США - политической, экономической, энергетической. Поведясь на "антироссийскую" удочку США, Европа попала в еще более опасное положение: раньше у Европы были рычаги давления на Россию, которая поставляла дешевые энергоресурсы, а в текущей ситуации ослабленной Европе нечего противопоставить США, собирающим сверхприбыль с рынка.

Остается только гонка субсидий - введение ответных субсидий со стороны ЕС и Китая в ответ на политику США, что, по сути, является холодной торговой войной. Разумеется, субсидии будут выделяться на энергетический переход, превращаясь в безумную гонку возобновляемой энергетики со всеми вытекающими - двузначной инфляцией, высокой волатильностью на энергетическом рынке и политической нестабильностью. Добро пожаловать в новый дивный мир!

Автор: Михаил Журавлев, эксперт экономического департамента ИЭФ

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал