Найти тему
Ключ к детям

Изменения в деятельности: стратегии управления поведением для детей от 1 до 8 лет

Оглавление

Изменения и вызывающее поведение

Много раз в день вашему ребёнку приходится перестать заниматься одним видом деятельности и начать заниматься чем-то другим. Примеры включают:

  • уйти из парка домой;
  • убирать игрушки перед сном;
  • выключить телевизор или убрать книгу;
  • выход из ванны.

Эти изменения могут быть трудными, особенно если ваш ребёнок доволен тем, что он делает, и не хочет останавливаться. В таких ситуациях может возникать вызывающее поведение, такое как истерики.

Способность переключаться с одного вида деятельности на другой предполагает саморегуляцию. Дети учатся саморегуляции по мере своего роста и развития, а также благодаря тёплым и отзывчивым отношениям. Они также учатся этому, наблюдая за тем, как ведут себя взрослые вокруг них.

Планирование деятельности

-2

Дети лучше принимают перемены, когда знают, что они грядут. Таким образом, предсказуемый семейный распорядок — один из лучших способов помочь с ежедневными изменениями.

Вот другие советы по планированию деятельности:

  • Объясните, что происходит с вашим ребёнком, прежде чем начать день или выйти из дома. Знание того, чего ожидать, поможет детям, особенно детям старшего возраста, иметь реалистичные ожидания;
  • Используйте семейный календарь, который показывает, чем занимаются разные члены семьи каждый день. Вы можете использовать календарь с картинками для детей младшего возраста;
  • Подумайте, нужны ли вашему ребёнку новые навыки или знания, чтобы помочь ему с ежедневными изменениями. Например, вам может понадобиться помочь ребёнку научиться завязывать шнурки, чтобы облегчить выход из дома. Или, возможно, ему нужен письменный или наглядный список, который поможет ему каждое утро собирать портфель;
  • Разыграйте изменения в занятиях и поговорите с ребёнком об этом.

Изменение времени активности

-3

Изменения активности являются частью дня каждого ребёнка. Если вы правильно распределите время, ребёнку будет легче переключиться с одного занятия на другое. Попробуйте эти советы:

  • Если можете, остановите одно действие и начните другое во время естественного перерыва в активности вашего ребёнка. Например, подождите, пока он закончит читать, прежде чем сказать ему, что обед готов. Если вы чувствительны к тому, что делает ваш ребёнок, это может облегчить эти изменения для вас обоих;
  • Предупредите ребёнка о предстоящих изменениях активности. Например: «Маша, у тебя есть ещё 5 минут, чтобы поиграть. Потом мы пойдём домой», или «Кирилл, ещё раз прокатишься по горке, а потом мы отправляемся домой»;
  • Если вашему ребёнку сложно сменить вид деятельности, рассмотрите возможность увеличения времени между занятиями. Это даёт ему дополнительное время для изменений и приспособления к ситуации.

Предоставление выбора изменения деятельности

-4

Вы не всегда можете дать ребёнку выбор: прекратить одно занятие и начать другое. Но иногда вы можете дать ребёнку выбор в отношении занятий. Вот несколько идей:

  • Предоставьте ребёнку выбор в отношении того, что является частью смены деятельности. Например: «Миша, через 10 минут мы должны сесть в машину. Ты можешь взять с собой одну игрушку. Какую из них ты выберешь?»;
  • Ограничьте возможности выбора. Например, пусть ваш ребёнок выбирает между 2-мя разными футболками, но не каждой вещью в гардеробе;
  • Не давайте ребёнку выбор в отношении смены деятельности, если на самом деле выбора нет. Например, когда вы говорите: «Оля, не хочешь сейчас собрать все эти игрушки?», — вы предлагаете выбор. Вместо этого вы можете сказать: «Оля, пожалуйста, начни сейчас собирать все эти игрушки».

Сделайте изменения более позитивными

-5

Если вы укажете на положительную сторону изменения в деятельности, это может отвлечь внимание вашего ребёнка от изменений и на то, что ему нравится или чему он рад. Например:

  • Попробуйте сделать смену деятельности весёлой;
  • Свяжите то, что ваш ребёнок не хочет делать, с тем, что ему нравится, например: «Сначала мы убираем игрушки, а потом перекусываем»;
  • Укажите на всё хорошее, чего ваш ребёнок может ожидать после перемен. Например: «Если мы уйдем сейчас, у нас будет время поиграть с паровозиками перед ужином»;
  • Хвалите ребёнка за то, что он хорошо справляется с изменениями. Подчеркните, как хорошо, когда вы оба работаете вместе, как одна команда.

Что делать, если смена деятельности даётся очень тяжело

-6

Вполне естественно, что ваш ребёнок разочаровывается из-за необходимости остановиться в своём занятии. Вы можете использовать его разочарование как возможность поговорить об эмоциях и поощрить дитя использовать слова для выражения чувств. Например: «Я знаю, что ты расстроен тем, что у тебя не было времени сыграть в другую игру».

Кроме того, если вы можете сохранять спокойствие, когда справляетесь со своей трудной сменой деятельности, ваш ребёнок, скорее всего, тоже будет сохранять спокойствие и сотрудничать. Вы можете опуститься на уровень глаз ребёнка и произнести его имя тихим, спокойным голосом. Затем так же спокойно сказать ребёнку, что пора прекратить то, что он делает.

Если у дитя началась истерика, будьте осторожны, чтобы случайно не вознаградить его за такое поведение, дав ему больше времени на занятие, например, дав ему больше времени перед экраном телевизора, пока он успокаивается. Вы можете быть понимающим, но также твёрдым в своих намерениях. Мягко настаивайте на том, чтобы ваш ребёнок делал то, что вы просите.