Здравствуйте.
1983 год подарил миру достаточное количество бессмертных произведений как европейского, так и заокеанского происхождения. Одним из отражений тогдашних музыкальных тенденций, как и всегда, стал американский хит-парад Billboard Hot 100, еженедельно выпускавший свои бюллетени песен, синглы с которыми имели наибольшие объёмы продаж в музыкальных магазинах США. Естественно, американские вкусы несколько отличаются от среднеевропейских, и уж тем паче от наших с вами, но предлагаю поверить на слово - в биллбордовских ротациях всегда находились композиции, которые рано или поздно становились популярными, или по крайней мере известными, и на просторах Советского Союза. Как и ранее, в этой статье будут представлены 10 композиций, выбранных мною из сотни Billboard.
Итак, первую строчку по итогам 1983 года в хит-параде заняла любимая миллионами вот уже 4 десятка лет песня Every Breath You Take. Она была написана Стингом посреди ночи за какие-то полчаса и вошла в пятый и последний альбом группы The Police - Synchronicity. Сингл 8 недель возглавлял Billboard Hot 100 и 4 недели находился на вершине UK Singles Chart. В 1984 году композиция была награждена двумя премиями Грэмми: "Песня года", которую получил Стинг и "Лучшее вокальное поп-исполнение дуэтом или группой", её удостоен весь коллектив The Police. Every Breath You Take занимает 84 строчку списка "500 величайших песен всех времён" по версии журнала "Rolling Stone".
Второе место в годовом отчёте Billboard Hot 100 заняла не менее известная Billie Jean Майкла Джексона. Она включена в пластинку Thriller, занимающую второе место среди самых продаваемых альбомов в США, расположившуюся между лидером - Their Greatest Hits (1971-1975) американской группы Eagles и The Wall 1979-го британцев Pink Floyd. Вот и думай-гадай, как порой интересно распоряжаются слушатели своим долларом, фунтом или рублём.
Интересен тот факт, что 25 марта 1983 года, выступая именно с Billie Jean на одном из шоу, Джексон впервые продемонстрировал свою знаменитую "лунную походку". В 1984 году певец получил за Billie Jean две статуэтки Грэмми и одну награду American Music Awards.
Одна из моих любимейших композиций того времени - очень динамичная и какая-то воздушная, что ли, Maniac в исполнении Майкла Сембелло (Michael Sembello) - американского гитариста и певца. По сути, эта песня стала для Сембелло самым большим успехом, и каким! Она была номинирована на Оскар как лучшая песня к кинофильму и Золотой глобус как лучшая песня, Майкл также стал лауреатом премии Грэмми в качестве её соавтора совместно с Дэннисом Маткоски. Картина, в которой прозвучала песня, называется "Танец-вспышка" ("Flashdance"). Если присмотреться к фильму поближе, то он невероятно банален и скучен, за исключением поистине выдающегося саундтрека. Альбом с музыкой к Flashdance стал шестикратно платиновым, а сама представленная композиция поднималась до первой строчки в хит-параде Billboard, в годовом списке она заняла 9-е место.
Первую десятку годового отчёта Billboard замыкает ещё одна нетленка, и снова родом из Великобритании. 5 мая 1983 года Eurythmics выпустили в качестве сингла песню Sweet Dreams (Are Made of This), ставшую заглавной композицией второго альбома дуэта Энни Леннокс и Дэвида Стюарта. Песня попала на 365-е место в списке "500 величайших песен всех времён" по версии журнала Rolling Stone. Невероятный вокал и энергетика Энни вкупе с оранжевыми волосами, украшавшими её образ в видеоклипе, заставили разлучить верхние и нижние челюсти миллионов людей как в Европе, так и за океаном. После выхода именно этой песни дуэт Eurythmics вышел на новый уровень как в творчестве, так и в популярности, хотя Sweet Dreams была создана преимущественно в крохотной студии, приобретённой на взятый в банке кредит. Она вдохновила множество музыкантов на создание каверов и ремиксов. И что является забавным фактом, так это то, что звукозаписывающая компания поначалу отказывалась выпускать Sweet Dreams в качестве сингла. Дескать, в ней не было традиционного припева. Но помог, как это часто бывает, случай, когда радио-диджей в американском Кливленде от всего сердца решил запустить песню в ротацию, далее она вызвала некоторый резонанс на локальном уровне, и лейбл поменял своё мнение. Правильно поступил.
Семнадцатое место в сотне заняла вновь британская группа, ставшая иконой стиля и одним из символов музыки "новая волна". Да, это Duran Duran и их Hungry Like the Wolf со второго студийного альбома. Сама представленная песня была выпущена синглом 4 мая 1982 года и достигла 5 места в Великобритании.
После успешного тура по США, организованного вслед за выходом первой пластинки, названной в честь группы, парни тут же отправились на Шри-Ланку, чтобы снять сразу три клипа в поддержку следующего альбома. Это заглавная Rio, а также Hungry Like the Wolf и Save a Prayer. Диковинные красотки, животные местного производства, соответствующая природа, сами музыканты в роли отважных путешественников и исследователей... Весь приведённый антураж великолепно вписывался в стиль "новых романтиков". И ещё эта песня входит в составленный Залом славы рок-н-ролла список "500 Songs That Shaped Rock and Roll" (переводится примерно как "500 песен, которые сформировали рок-н-ролл").
Некоторые читатели сетуют, что хит-парад Billboard отражает вкусы исключительно американской публики. Сегодняшняя десятка нацелена на то, чтобы поколебать это мнение, ведь больше половины вошедших в неё песен приплыли в США из Туманного Альбиона. 17 марта 1983 года вышел сингл Let’s Dance, давший название очередному альбому Дэвида Боуи. В первую же неделю песня добралась до 5 места в хит-параде Великобритании, чуть позже возглавила его, то же самое случилось и за океаном. По сей день песня является одним из самых продаваемых произведений Боуи. Музыкант этой композицией и всем альбомом продемонстрировал публике ещё одну свою сторону, которых у него бессчётное количество. Здесь "музыкальный хамелеон" далеко отошёл от авангардной музыки и вплотную приблизился к поп-сцене. Пищу для размышлений даёт и тот факт, что Боуи, в отличие от предыдущих альбомов, выступает на пластинке Let’s Dance исключительно в качестве певца, не играя ни на одном музыкальном инструменте. В видеоклипе на заглавную композицию снова фигурируют туземцы и красивая природа. А Дэвид - он всегда стилен и прекрасен. Песня заняла 18 место в годовом отчёте Billboard.
Следующая песня - Puttin' on the Ritz - является джазовым стандартом и выпущена впервые почти сто лет назад, одна из её ранних аранжировок звучала так. Она написана и опубликована в 1929 году американским композитором Ирвингом Берлином, родившимся в Российской империи. Думаю, что если учесть почтенный возраст этой песни, нет необходимости приводить здесь увесистый перечень более или менее известных исполнителей, бравшихся за создание собственной версии. Многим из нас, бывших граждан СССР, она известна именно по этому исполнению, которое можно было неоднократно увидеть на советском телевидении. В сентябре 1982 года нидерландец индонезийского происхождения Тако выпустил версию Puttin’ On the Ritz, в которой прослеживаются нотки музыки синти-поп и так называемого итало-диско. Позднее музыкант занял 53-е место в чарте VH1 "100 лучших артистов одного хита 1980-х", а в годовом бюллетене Billboard-1983 песня достигла 31-й позиции.
Оставшиеся три песни расположились в нижней части сборника Billboard за 1983 год, но лично мне они милее, чем композиции, занявшие более высокие места. Наверное потому, что активно фигурировали в моей жизни в какие-то важные периоды. Например, 90-ю строчку облюбовала песня одной из любимейших групп юности - британской Def Leppard. Photograph включена в третий альбом Pyromania, доводивший в своё время моих соседей до белого каления, а крутивший его бобинный магнитофон "Маяк 205-1" - до дыма из-под лентопротяжного механизма. Вокалист Def Leppard Джо Эллиотт охарактеризовал эту песню как "нечто, до чего вы никогда не сможете дотянуться". Во всяком случае, мне тогда так и казалось. Песня выпущена синглом 3 февраля 1983 г. Photograph считается одной из главных композиций Def Leppard. В 2009 году американский телеканал VH1 (Video Hits One) поставил её на 13-ю строчку среди величайших хард-роковых песен всех времён. Стать реальным хитом песне помогло также то, что видео активно крутили на открывшемся в 1981 году канале MTV.
92 место - песня True с одноимённого альбома лондонской группы Spandau Ballet. Она признана одной из наиболее характерных и популярных композиций романтического направления в музыке 1980-х. Увидела свет в апреле 1983 года и добиралась до первого места в британском сингловом чарте. Написана как дань уважения признанному авторитету музыки соул Марвину Гэю, исполнившему массу запоминающихся песен, в том числе Sunny, написанную Бобби Хеббом и известную многим лишь по исполнению Boney M. True заняла первое место в хит-парадах 21 страны мира. В Соединённом Королевстве также стала хитом №1, "поборов" Let's Dance Дэвида Боуи. Была очень популярна среди ведущих на радиостанции, где я работал в 90-е, несмотря на факт, что к тому времени была уже "в возрасте".
И напоследок - занявшая 97 место в годовом хит-параде Billboard 1983 года песня Тома Петти и группы Tom Petty and the Heartbreakers. You Got Lucky вошла в пятый студийный альбом коллектива, Long After Dark, вышедший в 1982 году. К этому американскому исполнителю питаю какое-то особое чувство, хотя не заслушивался им в детстве (не знал о существовании), в студенчестве ограничивался знанием лишь легендарной Mary Jane's Last Dance, но, работая на радио, наткнулся на сборник Greatest Hits - и всё... приплыл. Влюбился в эти риффы, ритмы и голос Тома, подобный мурлыканью кота. А отличная песня You Got Lucky, которая прозвучит дальше, сопровождается ещё и интересным видеоклипом.
Вся приведённая десятка - в плейлисте ниже, лишь нажмите кнопку. Следующий год - 1984 - воспоследует. До встречи.
Читайте и слушайте на этом канале: