Здравствуйте.
Движемся вперёд. Начали с 1980-го в предыдущей статье, настало время года 1981-го. Billboard в свойственной ему манере пестрит песнями малоизвестных для широкого российского слушателя исполнителей, зачастую просто изводя потребителя тягомотными (на мой вкус) балладами, заставляющими обратиться своим воем к луне или залезть на стену и оттуда броситься оземь. И всё же, как я уже отмечал, в каждой сотне лучших песен года (уж в восьмидесятые - точно) можно нарыть десяток композиций, способных усладить наш привередливый вкус. Итак,
1. Первую строчку песенного хит-парада Billboard по итогам 1981 года заняла великолепная Bette Davis Eyes в исполнении хриплоголосой красотки Ким Карнс (Kim Carnes). Эта американская кантри-рок-певица и автор песен известна своим скрипучим голосом, благодаря которому её часто называют "женской версией Рода Стюарта" (в Великобритании есть другой "Стюарт в юбке", валлийка Бонни Тайлер - Bonnie Tyler). Песня написана Донной Вайс и Джеки Дешаннон, которая и была её оригинальным исполнителем. Она издала свою, первую версию этой песни в 1974 году на альбоме New Arrangement. Оригинальный вариант, аранжированный в стиле "лёгкого R&B" звучал несколько непривычно для нас - так, и популярность композиция приобрела только в исполнении Ким Карнс. В общей сложности она провела на 1 месте 9 недель. На церемонии присуждения премий "Грэмми", прошедшей в 1982 году, песня победила сразу в двух самых престижных песенных номинациях: "Запись года" и "Песня года".
2. Двенадцатую позицию в годовом бюллетене Billboard заняла песня Morning Train (Nine to Five) в исполнении шотландской певицы Шины Истон (Sheena Easton). Она достигла третьего места в Великобритании в августе 1980 года и была сертифицирована как золотая. Вещица получилась чрезвычайно лёгкой и мелодичной, за что и была включена мной в эту десятку. И не стану лукавить, что "люблю её с детских лет, и она не раз выручала меня в трудную минуту", на самом деле я услышал её впервые буквально несколько лет назад. И пара слов о певице. Она исполнила заглавную песню в двенадцатом фильме о Джеймсе Бонде "Только для твоих глаз" (вот она). Эта песня была номинирована на премию "Оскар" в номинации "Лучшая песня" (1981). Лицо исполнительницы появляется в открывающих титрах. Это единственный подобный случай в фильмах о Бонде.
Шина Истон стала первым в истории Billboard исполнителем, песни которого возглавляли пять чартов синглов журнала - Top 40, Hot Adult Contemporary Tracks, R&B, танцевальная музыка и хит-парад страны.
3. Песня знаменитого шведского квартета ABBA The Winner Takes It All добралась в годовом чарте Billboard до 23-го места. Стала первым синглом с альбома Super Trouper, выйдя 21 июля 1980 года. В опросе 1999 года, проведённом Channel Five, композиция была названа лучшей песней АВВА (в Великобритании). По результатам опроса 2006 года, проведённого тем же Channel Five, The Winner Takes It All признали "лучшей песней о расставании". И да, она волшебна. Многие известные исполнители включали каверы на эту песню в свои альбомы и выступления. Звучала она и на других языках, например, на французском у Мирей Матье: Bravo tu as gagné или на русском у Розы Рымбаевой: Как прежде мы вдвоем.
4. Пришло время поговорить о рок-музыке. 30-й строчки в обсуждаемом хит-параде достигла песня The Best Of Times американской хард- прогрессив- софт-рок группы Styx. Это первая команда, четыре альбома подряд которой были признаны мультиплатиновыми Американской ассоциацией звукозаписывающих компаний RIAA. Пик популярности коллектива пришёлся на конец 70-х - первую половину 80-х. В январе 1981-го Styx выпустили десятый студийный альбом Paradise Theater - концептуальную работу, ставшую их большим успехом (номер 1 в чарте поп-альбомов Billboard). Было издано пять синглов с этого диска, включая представленную The Best of Times. В ту же сотню на 54 место попала и отличная Too Much Time On My Hands.
5. Одна из моих любимых хард-рок групп - британско-американская Foreigner, о которой я уже писал. И альбом, который мне особенно близок - 4, названный по номеру выхода, а также из-за того, что два музыканта перед записью покинули Foreigner, и постоянных членов осталось четверо. Саксофон Джуниора Уолкера в качестве соло в песне Urgent был, пожалуй, лучшей вещью в альбоме. Продюсером выступил Роберт Джон "Матт" Ланг, известный работой с такими легендами рока как Def Leppard и AC/DC, а также более молодыми звёздами Nickelback и Muse.
6. Вторую половину нашей десятки открывает песня Passion из десятого студийного альбома уже упоминавшегося лондонского плейбоя Рода Стюарта, Foolish Behaviour, вышедшего 21 ноября 1980 года, достигшего 4 места в британском хит-параде и 12-го - в США. Сам хит Passion, из которого подобно дождю выливаются капли фортепианных изысков, а также выдающий гитарные звуки, напоминающие отдельными всплесками гилморовскую работу времён The Wall, стал самым крупным успехом пластинки и занял в годовом чарте Billboard 38-ю строчку.
7. Дуэт филадельфийцев Дэрила Холла и Джона Оутса стал одним из самых успешных в истории американского шоу-бизнеса. Они смешивали элементы филадельфийского соула и мягкого рока для создания лёгкой танцевальной музыки, которую они назвали "рок-энд-соулом". С 1977 по 1984 год Холл и Оутс шесть раз возглавляли Billboard Hot 100 с собственными песнями. В годовом чарте 1981 года фигурирует сразу три их песни: Kiss on My List на 7 месте, You've Lost That Lovin' Feeling на 90-м, а также более ритмичная и танцевальная You Make My Dreams, достигшая 43-го места. Джон Оутс сказал, что песня появилась "...по счастливой случайности. Мы с моим другом-гитаристом джемовали в гримёрке, и я начал играть дельта-блюз, а он - техасский свинг, и мы соединили их вместе. Внезапно мне в голову пришло: "You Make My Dreams". Я просто начал петь эту фразу, не знаю почему. Это звучало очень круто, и всем понравилось".
8. Ещё одна яркая композиция в сотне 1981 года - давно уже ставшая легендой песня Time британской арт-рок группы The Alan Parsons Project. За время существования коллектива, с 1975 по 1990 год, вышло 10 оригинальных студийных альбомов общим тиражом свыше 50 млн экземпляров. Сам Парсонс был звукорежиссёром, продюсером и композитором, работавшим на студии "Эбби Роуд". Ко времени создания собственной команды уже сделал себе имя и репутацию благодаря работе с Полом Маккартни и Пинк Флойд. В частности, он был звукорежиссёром альбома Пинк Флойд "The Dark Side of the Moon" и помощником звукорежиссёра альбома Битлз "Abbey Road".
The Turn of a Friendly Card - пятый студийный альбом группы, выпущенный в 1980 году. Пластинка достигла 13 места в списке The Billboard 200 и 38 в списке UK Albums Chart. Композиция Time достигла 48 места в годовом отчёте Billboard. Отличнейшая вещь, достойная занять место в любом сборнике баллад, будь то компиляция поп-композиций или собрание лучших рок-мелодий.
9. Любимец американской публики, популярный и в других частях света, Брюс Спрингстин также отметился в Billboard Top-100 за 1981 год. Его песня Hungry Heart достигла 49 строчки (по другим источникам, песня заняла 5-е место). Спрингстин - двадцатикратный лауреат премии "Грэмми", обладатель премии "Оскар", двух "Золотых глобусов" и специальной премии "Тони". Трёхкратный номинант на премию "Эмми". Его послужной список весьма богат. Дебютный альбом исполнитель выпустил в 1973 году, а композиция, о которой сегодня идёт речь, попала в The River, пятый студийный альбом музыканта, выпущенный в октябре 1980 года. Эта двойная пластинка стала первым альбомом Брюса, возглавившим чарт Billboard 200. Hungry Heart заняла 5-е место в чарте Pop Singles. Название для песни взято из строки знаменитого стихотворения Альфреда Теннисона "Улисс" (Одиссей), сочинённое в 1833 году:
Стал именем я славным, потому что,
Всегда с голодным сердцем путь держа,
Я знал и видел многое...
10. Завершим сегодня песней английского трио The Police, которое также получило два места в годовом выпуске Billboard - De Do Do Do, De Da Da Da добралась до 57 места, а Don't Stand So Close To Me заняла 71-е. Они вошли в Zenyattà Mondatta, третий студийный альбом музыкантов, изданный в 1980 году и ставший популярным во многом именно благодаря выходу этих двух синглов. Альбом достиг 5 строчки в чарте США и стал № 1 в хит-парадах Великобритании и Австралии. Хотя Стинг позднее выражал своё сожаление, что пластинка была записана в спешке под давлением звукозаписывающей компании, этот альбом считается одной из самых сильных работ The Police. А композиция Don’t Stand So Close to Me получила статуэтку Грэмми за "Лучшее вокальное рок-исполнение дуэтом или группой".
Все 10 песен вы можете найти ниже в моём плейлисте. И будем продвигаться далее по 80-м, следующая статья - о 1982-м. До встречи.
Читайте и слушайте на этом канале: