13 декабря во многих регионах нашей страны отмечают особый праздник – День медведя. Считается, что именно в это время медведь залезает в берлогу, чтобы проспать в ней, посасывая лапу, до самой весны. Так ли это на самом деле? И да и нет.
Дело в том, что сроки медвежьей спячки во многом зависят от погоды. В северных краях пребывание в берлоге длится с октября по апрель, в средней полосе – с декабря по начало марта; на юге медведь погружается в краткий сон лишь при неблагоприятных погодных условиях. Да и сон-то его на самом деле сном не назовешь. Некоторые ученые называют его супер-анабиозом.
Известно, что анабиоз – это практически полная остановка жизненных процессов. Например, в состоянии анабиоза находится вмерзшая в лед лягушка. Стоит ее нагреть, и она «оживет», правда, произойдет это далеко не сразу. Не последнюю роль в способности к анабиозу играют особые вещества-антифризы, не дающие тканевым жидкостям замерзать и превращаться в кристаллы, повреждая при этом клетки и ткани.
Медведь, конечно, не лягушка, и настоящий анабиоз ему не свойственен. Его жизненные процессы во время «сна» никогда не замирают до конца, просто переходят в режим «жесткой экономии». Например, сердце начинает сокращается всего 8–10 раз в минуту, дыхание замедляется до одного раза примерно в 45 секунд, температура тела опускается до 11 °С, а уровень обменных процессов снижается на 50–60%. Но самое удивительное, что все это время медведь не ест, не пьет и не выделяет продуктов жизнедеятельности. Как такое возможно?
Бриан Барнс из Института арктической биологии Университета Аляски объясняет это так. Организм впавшего в спячку медведя – практически закрытая система; все, что животному нужно в это время – кислород для дыхания и жировые запасы, накопленные за лето и осень. Они обеспечивает физиологический минимум обменных процессов. Кишечник при этом продолжает работать, образуя небольшое количество фекальных масс. Стенки кишечника поглощают из них всю жидкость, в результате чего они делаются очень сухими. За счет этого организм медведя экономит воду, так, что ее хватает на всё время спячки.
Кстати, такая спячка – явление редкое, но не уникальное. В особенно холодные зимы в спячку впадают барсуки, ежи, белки и некоторые другие животные. Правда, ненадолго и не так глубоко, как медведи.
А вот сосет ли медведь во сне лапу? Ответ – скорее да, чем нет. Правда не сосет, а облизывает. Дело в том, что ближе к весне у него начинает шелушиться и меняться кожа на подошвах лап. Видимо, это вызывает неприятные ощущения. Вот медведь и вылизывает лапы, чтобы избавиться от зуда, а заодно и от старой кожи.