Словосочетание "выжженная земля" обычно используют для описания последствий кровопролитных боев. Однако в военной науке этим термином определяли не последствия, а действия, которые сознательно проводила отступающая сторона. Полностью уничтожались все объекты, имеющие хоть какое-то значение для врага — промышленная, сельскохозяйственная, гражданская инфраструктура, запасы продовольствия и топлива.
"Сжигать дотла"
В истории Великой Отечественной войны эта тактика нашим командованием была применена лишь однажды — зимой 1941 года. Секретный приказ Ставки ВГК под № 0428 вышел 17 ноября 1941 года. В нем предписывалось отступающим частям Красной Армии «разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск». Подписавшие документ Сталин и маршал Шапошников приказывали для повсеместного уничтожения населенных пунктов задействовать авиацию, использовать минометный и артиллерийский огонь, команды разведчиков, лыжников, партизан и диверсионные группы. Целью было не оставить немцам ни малейшей возможности использовать дома жителей и любые постройки для размещения личного состава. Проще говоря, приказ был направлен на то, чтобы выгнать врага на мороз, заставив его коченеть под открытым небом.
В годы перестройки, когда стало известно о существовании этого приказа, развернулись горячие споры о целесообразности его применения зимой. Они не утихают и поныне. Хорошо известно, что далеко не всё гражданское население смогло эвакуироваться на восток — под оккупацией остались тысячи жителей. Тактика "выжженной земли" лишала их последнего укрытия над головой, ведь уничтожались полностью целые деревни, и не только жилые дома, а и все хозяйственные постройки, склады, конюшни — полностью всё!
Военным советам фронтов приказ № 0428 предписывал каждые три дня отдельной сводкой доносить сколько и какие населенные пункты были уничтожены. Зимой 1941 года в них появилась даже отдельная графа — "уничтожено деревень". В архивных документах историки находят много свидетельств выполнения этого приказа. Например, комиссар Панфиловской дивизии Погорелов отчитывался, что при помощи зажигательной смеси, простым поджогом и артогнем с 19 по 30 ноября 1941 года были уничтожены 50 населенных пунктов под Москвой.
Тихий саботаж
Память об этих событиях сохранилась не только в военных донесениях. В книге "За нами Москва" авторства Героя Советского Союза офицера Баурджан Момыш-улы есть такие строки:
Ночью запылали дома: старые, построенные еще дедами, почерневшие от времени, и совсем новые, срубленные недавно, еще отдающие запахом смолы. Снег таял от пожаров. Люди, что не успели своевременно эвакуироваться, протестовали, метались по улицам, тащили свои пожитки.
Есть примеры и более яркие. Все мы помним судьбу Зои Космодемьянской. А ведь ее группа была сформирована именно для выполнения этого приказа — партизаны должны были сжечь десять населенных пунктов: Анашкино, Грибцово, Петрищево, Усадково, Ильятино, Грачево, Пушкино, Михайловское, Бугайлово и Коровино. И именно после того, как Зоя подожгла три дома в Петрищево, ее сдали гитлеровцам местные жители.
Однако в целом приказ Ставки выполнялся не сказать чтоб плохо, а скорее не очень хорошо, особенно партизанами, которые прекрасно понимали, что при полном уничтожении деревень и сел им неоткуда будет ждать помощи от местных жителей. И, тем не менее, при отступлении советских войск было полностью уничтожено несколько сот населенных пунктов под Москвой, некоторые из них больше уже никогда не возродились. В этот же ряд можно поставить и приказ о подрыве водоспусков Истринского водохранилища, в результате чего ледяная волна накрыла окраины города Истры и множество деревень на пути. О количестве жертв никакой информации нет.
Оправданная жестокость
Так был ли оправдан приказ № 0428, действительно ли имелась необходимость в таких жестких и жестоких по последствиям мерах?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно представлять обстановку, в которой приказ подписывался. Осень 1941 года. Враг рвется к Москве. Соотношение сил далеко не в нашу пользу. На 30 сентября у гитлеровцев насчитывалось на московском направлении около 2 миллионов человек живой силы, 14 тысяч орудий, 1700 танков, 1300 самолетов. Красная Армия противопоставила 1 миллион 250 тысяч бойцов, 7600 орудий, 990 танков и 660 самолетов. Чтобы победить врага, нужны были жесткие меры. Меры чрезвычайные, даже невиданные прежде в истории. Тогда стоял вопрос о жизни и смерти государства, поэтому Гитлера нужно было остановить любой ценой, в том числе и лишить его войска снабжения, относительно комфортного жилья и мест отдыха.
Однако достаточно большая часть общества воспринимала и продолжает воспринимать приказ № 0428 как антинародный. Многие исследователи зачастую цитируют его с купюрами, оставляя на виду только самые, на их взгляд, жестокие строки. Они предпочитают умалчивать про то, что приказ распространялся исключительно на прифронтовую зону и на "20–30 километров вправо и влево от дорог". А также командирам строго приказывалось при вынужденном отходе "уводить с собой все советское население".
Да, не всегда это выполнялось безукоризненно, все же в условиях отступления был и хаос, и беспорядок, но ведь это война. Сражение за свободу целого народа, в котором не обойтись без потерь. Нельзя также забывать, что Гитлер вел войну на территории СССР иначе, чем в Европе. У нас все его действия были направлены на полное уничтожение государственности, на порабощении целой нации. Поэтому, прояви Сталин гуманность, кто знает, как сложилась бы битва за Москву.
Ну а когда опасность миновала и Красная Армия перешла в контрнаступление, тактику "выжженной земли" стали применять уже немцы. И делали они это на протяжении всего своего отступления, вплоть до конца 1944 года, сжигая дотла деревни с жителями и ровняя с землей города. Разрушения были такого масштаба, что о восстановлении и реконструкции речь уже не шла. Особенно сильно пострадал Донбасс, где словосочетание "выжженная земля" воплотилось буквально — ни одного целого здания, дороги или моста.
Обсуждая бесчеловечность "антигуманного" указа № 0428 следует всегда помнить в чем был его военный смысл и в каких условиях он применялся, а не спекулировать на загубленных жизнях, тем более, что компетентных и заслуживающих уважения исследований на эту тему не существует.
Мало осталось документов и об одном из эпизодов эпизоде Второй мировой, который можно назвать апофеозом безумия той войны 👇:
(При написании статьи была использована информация с сайтов: warspot.ru; ru.wikipedia.org; svoboda.org; gazeta.ru)