Эту неделю ждали с нетерпением и опаской. Фактически, именно она должна подвести для рынков черту под уходящим годом, и самое меньшее, чем это грозило и грозит — взлет волатильности.
В среду будут объявлены итоги двухдневного заседания ФРС. Затем выступят ЕЦБ, Банк Англии, Национальный банк Швейцарии и еще несколько центробанков, которые, правда, менее важны для мировых рынков. Поэтому именно от первых четырех ждут почти синхронного подъема ставок на 50 б.п.
Заседаниям центробанков будет сопутствовать публикация статистики, важной и в целом, и, в частности, для заседающих чиновников. Уже во вторник выйдут данные по инфляции в США. От них может зависеть если не шаг подъема ставки, то степень «ястребиности» риторики ФРС — и, соответственно, направление движения фондовых индексов.
Эта статистика сотрясала рынки весь год. Согласно расчетам Bloomberg, в последние шесть месяцев индекс S&P 500 двигался в день публикации индекса потребительских цен в среднем примерно на 3% в любом направлении — это максимум с 2009 года. Причем в 7 из 11 случаев выхода данных по инфляции в этом году акции падали.
«Это последняя важная неделя в году: после нее у нас не будет никаких реальных катализаторов, — сказал в понедельник Reuters замглавы отдела акций Baird investment bank Спенсер Патрик Спенсер. — Если темпы роста индекса потребительских цен будут сдержанными, мы отправимся на гонки и проведем наше ралли конца года.»
Вот только проблема в том, что, как мы уже упомянули, 7 из 11 раз в этом году аналитики недооценили уровень инфляции, что и приводило к обвалам. Поэтому нынешняя неделя началась с более или менее осторожных распродаж.
Большинство азиатских рынков в понедельник в ожидании этой статистики снизились. Акции в КНР упали особенно резко — на фоне фиксации прибыли после резкого роста на прошлой неделе. Эталонный индекс материкового Китая CSI 300 закрылся в минусе на 1,1%, а гонконгский Hang Seng упал на 2,2%. Индекс Hang Seng China Enterprises рухнул на 3% после скачка на 7,3% на прошлой неделе.
«Я бы больше беспокоился, если бы не было фиксации прибыли, поскольку рынок был бы перегрет, — говорил Bloomberg глава отдела акций Гонконга и Китая в Baring Asset Management (Asia) Ltd Уильям Фонг. — Так что это здоровая коррекция.»
Тем не менее, снижались те рынки, которые на прошлой неделе роста не показали — в том числе и за пределами Азии. Упали британский FTSE 100 и большинство фондовых индексов континентальной Европы. Первый потерял 0,4%, французский CAC 40 — 0,4%, а германский DAX — 0,5%.
Общеевропейский индекс Stoxx 600 упал на 0,49%, а мировой MSCI International ACWI — на 0,14%. И только американские фондовые индексы вышли вчера вечером в небольшой плюс, компенсировав некоторую часть потерь, понесенных на прошлой неделе.
Для рынка США в последнее время вообще характерен избыточный оптимизм. «Индекс страха» VIX (Cboe Volatility Index) с октября заметно снизился — с 34,43 в октябре до 24,45 в понедельник вечером. На прошлой неделе VIX падал и ниже 20. Он снижался 80% дней в течение 10 недель, закончившихся 2 декабря. Это, согласно Bespoke Investment, случалось всего три раза с момента его создания. И это вполне может предшествовать взрыву волатильности.
«Есть ощущение, что VIX слишком сильно упал, учитывая такие важные грядущие события, как выход данных по индексу потребительских цен и решение по ставке, — цитировал Bloomberg основателя аналитической службы SpotGamma Брента Кочубу. — И люди начинают осознавать тот факт, что, возможно, все стали слишком самодовольными.»
Неуверенность рынка в преддверии этой недели проявлялась в мощном росте спроса на хеджирование возможных убытков по отдельным акциям. Согласно Cboe, отношение equity put/call на прошлой неделе вырастало до 1,5. По расчетам Bloomberg, это самый высокий уровень с 2001 года — он более чем вдвое превышает средний показатель этого года.
К вечеру пятницы соотношение, впрочем, снизилось до 0,95, но и это гораздо выше его обычных значений. В последние 20 лет оно проводило основную часть времени в диапазоне 0,4—0,8. А тот факт, что на прошлой неделе был зафиксирован второй по размеру результат соотношения со времен взрыва «пузыря доткомов», не может не наводить на аналогии. Тем более что третье место теперь занимает мировой финансовый кризис 2008 года.
Но даже и без этого акции США — а с ними и мировые рынки ценных бумаг — все равно имеют шанс получить серьезнейший удар в среду. Ведь их рост сейчас — не в интересах ФРС, ужесточающей денежно-кредитную политику.
«Финансовые условия драматично смягчились после опубликования октябрьского индекса потребительских цен в прошлом месяце, и ФРС, скорее всего, воспользуется декабрьским заседанием, чтобы откатить их обратно, — сказал CNBC главный инвестиционный директор Cornerstone Wealth Клифф Ходж. — Мы думаем, что рынки слишком оптимистичны в отношении ставок, и ожидаем, что Пауэлл возьмет более “ястребиный” тон, а точечный прогноз укажет на более высокие ставки в течение более длительного периода времени, чем оценивает сейчас срочный рынок.»