17 февраля 1864 года произошло первое в истории торпедирование корабля подводной субмариной. Несведущему человеку вообще сложно поверить в то, что в середине 19 века уже существовали подводные лодки. А если я вам скажу, что эта субмарина не имела двигателя и приводилась в движение мускульной силой семи человек? Согласитесь, что это как-то рвёт шаблоны?
Субмарина «Х.Л. Ханли», о которой сегодня пойдёт речь, была построена в 1863 году американскими энтузиастами Хорасом Лоусоном Ханли, Бакстером Уотсоном и Джеймсом Макклинтоком в самый разгар гражданской войны в США. Изобретение заинтересовало конфедератов и они взяли его под свой контроль. Подводная лодка представляла собой цилиндр длиной 12 метров и диаметром около 1,2 метра. Экипаж состоял из 8-ми человек, 7 из которых вручную крутили коленчатый вал, который приводил в движение гребной винт.
Подводная лодка была оснащена носовой и кормовой балластными цистернами с ручными помпами, которые могли откачивать воду для придания лодке положительной плавучести. Субмарина была оснащена 41-килограммовой шестовой миной, начинённой чёрным порохом. Это крайне примитивное устройство крепилось на 7-ми метровом деревянном шесте, прикреплённом на носу. Работало оно так: подлодка должна была как бы взять атакуемый корабль на таран. В подводном положении подойти к цели и пробить обшивку гарпуном, установленным на мине. После этого дать задний ход и подорвать электрический взрыватель.
Целью подводной лодки 17 февраля 1864 года стал стоящий на рейде Чарльстона 12-ти пушечный винтовой шлюп ВМС США «Хаусатоник». Ночью подлодка в надводном положении подошла к цели, а затем погрузилась на 1,5-2 метра подошла и пробила корпус Хаустоника миной. Из-за того, что подлодка находилась вплотную к кораблю Хаустонику не удалось применить пушки. Субмарина дала задний ход и подорвала мину. По словам очевидцев Хаустоник затонул в течении пяти минут. Это было первое в истории уничтожение корабля субмариной.
Вот только после этого подлодку больше никто не видел. Надо отметить, что злосчастная «Х.Л. Ханли» успела за свою короткую жизнь затонуть трижды, унеся в общей сложности жизни 21 человека. Тринадцать из них погибли во время двух тренировочных погружений и 8 при выполнении первой и последней боевой операции. Дважды её поднимали со дна, а вот в последний раз субмарину так и не нашли. До 1995 года её местонахождение было не известно. Целенаправленные поиски начались лишь в 1979. Специалист по подводной археологии Марк Невелл и писатель Клив Касслер долгие годы изучали дно в районе, где произошло торпедирование, но результов всё не было. И вот, наконец, в 1995 году подлодку обнаружили.
Она лежала на правом борту на глубине 8 метров в толстом слое ила. После долгих колебаний было принято решение её поднять. Это была очень сложная операция, ведь корпус мог разломиться на части. Три месяца водолазы вручную расчищали ил, чтобы освободить корпус. Была проделана титаническая работа. В 2000 году под стальной корпус были подведены тали и плавучий кран осторожно поднял подводную лодку на поверхность.
Предстояла ещё огромная работа по очистке и консервации субмарины. Однако даже первоначальный осмотр не выявил серьёзных повреждений, которые могли бы вывести подводную лодку из строя. Более того, останки экипажа находились на своих местах, как будто гибель их застала мгновенно, хотя никаких следов травм найдено не было. Лишь в 2017 году исследователи смогли разгадать тайну гибели «Х.Л. Ханли».
Учёные высчитали, что из-за близкого расстояния после взрыва мины, корпус подводной лодки в воде мог подвергнутся скачку давления в 12,2 мегапаскаля (120,4 атмосферы), что могло поднять давление внутри субмарины до 195 килопаскалей. При таком давлении человеческие органы хоть и страдают, но смертельной опасности не подвергаются. Кроме легких. По мнению исследователей, с вероятностью 85 процентов экипаж подлодки получил контузию легких - серьёзное повреждение дыхательной системы, вызванное ударной нагрузкой. Из-за этого могли лопнуть стенки кровеносных сосудов, и кровь почти мгновенно заполнила лёгкие.
Спустя 153 года тайна крушения подводной лодки «Х.Л. Ханли» была разгадана.
❗❗❗Друзья, напоминаю, что в моём телеграмм канале проходит розыгрыш туристической системы приготовления пищи Fire Maple X2. У вас ещё есть время, чтобы принять участие. Переходите по ссылке, подписывайте на канал, жмите кнопку "Участвовать" и может быть повезёт именно вам!