Выясняем, какими «плюшками» заказчики целевого обучения в медицинских вузах подслащивают горечь отработки по договору. Впрочем, кое-кто из них ведет себя как скряга и не раскошеливается для своих подопечных даже на замшелый сухарик.
Тему подсказала наша читательница, которая в комментариях к статье «Целевиков медвузов обложили красными флажками» поинтересовалась, какую поддержку оказывают студентам заказчики, и тут же поделилась информацией о щедротах от Департамента здравоохранения Вологодской области. Флешмоб подхватила читательница из Подмосковья:
Как мы видим, эти регионы на целевиках медицинских вузов не экономят. А что другие субъекты РФ? Лелеют и холят ли они тех, кого завербовали для борьбы с дефицитом кадров в здравоохранении?
Прежде чем это выяснить, совершим небольшой экскурс в законодательные дебри.
С 2019 года существенным условием целевого договора являются обязательства заказчика по организации предоставления и (или) предоставлению мер поддержки своему «протеже» в период обучения.
Меры поддержки могут быть как нематериального, так и материального характера. К первым относятся, например, юридическая консультация, содействие в организации практики, пользование оргтехникой и т. п. Варианты второй разновидности мер поддержки: стипендия, оплата дополнительных образовательных услуг, предоставление жилого помещения и т. д.
Заказчик вправе предложить целевику любой ассортимент «плюшек». Главное, чтобы они были. Но, как показывает практика, среди будущих работодателей встречаются прижимистые донельзя.
На это обратили внимание и в учебных заведениях. Так, в прошлом году в ходе дискуссии руководителей и экспертов вузов «Next Generation: как стартует новая приемная кампания» ответственный секретарь приемной комиссии РНИМУ имени Н. И. Пирогова Н. А. Былова отметила, что в целевых договорах, которые подают абитуриенты, меры социальной поддержки или смешные, или вообще вычеркнуты.
Подавляющее большинство заказчиков ограничивается выплатой дополнительной стипендии. Обычно ее размер не превышает 1 000 рублей в месяц. Именно столько получают целевики Тамбовской и Челябинской областей. Посланцы Калмыкии и Кузбасса довольствуются суммами вдвое меньше. Куряне могут рассчитывать на 5 000 рублей в год, то есть на около 400 рублей в месяц.
Кое-где размер стипендии устанавливают в зависимости от студенческого стажа. Например, будущих врачей, делегированных на учебу Калужской областью, на первых двух курсах поддерживают 2 000 рублей, на 3-м – 2 500, на 4-м – 3 000, на 5-м – 4 000, а на 6-м – 5 000.
Администрация Ненецкого автономного округа привязала объем поддержки к успеваемости. Тем, кто учится на «отлично», полагается 5 000 рублей, на «хорошо и отлично» и «хорошо» - 3 000.
Не поскупились на стипендии своим целевикам в медицинских вузах Новосибирская и Ленинградская области. Они стимулируют студентов ежемесячными выплатами в 5 000 рублей.
Другие меры поддержки могут себе позволить немногие заказчики. К примеру, Ненецкий автономный округ компенсирует при определенных условиях затраты целевика на наем жилья (в размере до 10 000 рублей в месяц) и проезд к месту учебы и обратно железнодорожным, водным и воздушным транспортом, а также личным автомобилем (в размере до 20000 рублей один раз в два года).
Правительство Республики Саха (Якутии) потчует своих целевиков особенно жирными «плюшками»:
- стипендией от 3 476 до 5 216 рублей;
- компенсацией один раз в год проездных расходов;
- оплатой проживания на период обучения (общежития, а в случае отсутствия мест - съемного жилья);
- оплатой обучения;
- единовременной материальной помощью.
Самые экономные заказчики сосредоточились на Юге страны. Компенсация проезда в городском общественном транспорте в размере 100 рублей в месяц, и точка. Такую скромную меру поддержки смог выкроить из бюджета Минздрав Республики Крым обучающимся по целевым договорам в Медицинской академии КФУ имени В.И. Вернадского. И за этот аттракцион неслыханной щедрости им придется отрабатывать 5 лет: