Я много раз слышал выражение в стиле:
- Какой смысл платить за нечто коллекционное, изготовленное из бумаги, металла еще чего-то, если можно купить идентичную копию за очень маленькие деньги.
Естественно, эта фраза звучит от тех, кто сам не коллекционер.
Например, взять какие-нибудь имперские награды.
Допустим, некая медаль сегодня стоит 10 тысяч рублей. Дорого? Да, дорого. А копию можно купить рублей за 500.
Потом эту копию положить в альбом.
И дальше что?
Можно показывать ее друзьям и родственникам:
- А вот здесь у меня имперские награды. Вот какая медаль!
- Ого! - скажут они. - Наверное, сто тыщ миллионов стоит?
- Почти.
Но это уже не коллекционирование.
Тут важен сам факт понимания того, что предмет является копией.
К примеру, человек специально покупает копию. Он знает, что это копия, он не ставит ее в один уровень с подлинниками даже в своем альбоме. Он не говорит при демонстрации своей коллекции, что это якобы оригинал, он так и указывает, что это копия.
Копии нужны для разных целей. К примеру, я могу купить копии некоторых монет и предметов, но чисто для образовательных целей (показывал на уроках "бородовые знаки", так как оригиналы я бы вряд ли куда-то понес, да и нет их у меня). Также приобретал шутки ради, например, "советский золотой червонец".
Но я знаю, что это копии, они у меня и лежат отдельно. И никогда эти копии не доставят радости, так как самое главное для коллекционера - быть обладателем уникального.
Именно это самое важное в коллекционировании - быть обладателем, чувствовать себя обладателем.
Например, почтовые марки.
Есть очень редкие марки, которые стоят десятки тысяч рублей.
Можно напечатать хоть полный мешок редких марок. Но правильнее будет сказать - не редких марок, а изображений редких марок.
И что? Появится чувство обладания чем-то уникальным?
Нет.
Также можно купить отличную копию монеты, которая один в один как оригинал, но при этом никогда не будет этого чувства обладания.
Другое дело, когда не догадываешься, что являешься обладателем не оригинала, а копии. Но это уже другой случай.
Понятно, что изготовить качественную копию сложно. Но "почти копию" можно сделать даже в домашних условиях.
Приведу пример на открытках
Почтовые открытки и карточки, на которых в качестве рисунков использованы рисунки художника Зарубина, сегодня очень ценятся. Есть даже очень дорогие экземпляры.
При желании, купить можно всё, но были бы деньги. В среднем самые простые открытки стоят порядка 200-500 рублей (если чистые).
В одном популярном магазине я нашел открытки Зарубина:
Чуть больше 10 рублей за штуку.
Понятно, что это обычные новоделы - печатная продукция со "старыми картинками".
Маркетинговый ход хороший - люди будут покупать, так как эти открытки использовались в их детстве и юности. Но не эти открытки, а открытки с такими же рисунками. При этом каждая открыта имела определенный тираж.
А теперь представьте, некий коллекционер собирает открытки с иллюстрациями Зарубина.
Показывает он свою коллекцию друзьям во время новогодних семейных застолий.
- Смотрите, какие открытки у меня есть! Эту я за 500 рублей покупал. Эту - за 800. А это вообще раритет - отдал за нее 3 тыщи.
- Ха! Да у нас такие же открытки есть! - говорит вдруг один из гостей. Мы их в популярном магазине покупали. За комплект из 25 штук отдали всего 400 рублей. Мы же вам на них поздравления и присылали.
- Да, да, - подтверждают другие. - Вот точно на таких открытках.
- Да вы чего? - искренне недоумевает хозяин коллекции. - Мои же настоящие, а эти современные.
- А какая разница? Тут зайцы, и там зайцы. Тут Дед Мороз, и там Дед Мороз. Чего тебе, собака, еще надо?
И никто не восхитился коллекцией.
Да и вообще, хозяина коллекции посчитали за дурочка, который покупает фантики за деньги.
Это, наверное, походит на ситуацию с автомобилистом, который купил японский автомобиль 1999 года (когда автомобиль создавался инженерами, а не маркетологами), но в отличнейшем состоянии с минимальным пробегом (повезло так) - 82 тысячи.
Он едет гордый по трассе, чувствует на себе все блага премиального авто. А в это время все, кто проезжает рядом с ним, думают:
- Купил себе японский автохлам за 200 тысяч из 90-х и радуется.
И ведь каждому не объяснишь, каждому салон не покажешь, каждому доказательства не приведешь.
Так и коллекционер - он радуется тому, что является обладателем уникальной вещи, которая мало у кого есть. И пусть ему за это пришлось отдать некоторые деньги.
Этого не сможет прочувствовать человек, который купил себе китайский автомобиль, очень похожий на один японский, повесил на него "логотип" японского авто вместо китайского.
Это как в 90-е любили ради хохмы приделать на "жигули" значок Ауди или другого немецкого авто. Но автомобиль не превращался в другой.
А за чувства приходится платить.
И не забываем, что условная коллекционная стоимость неких предметов не уменьшается, а часто только растет. А стоимость копий не растет.
В этом и есть самая главная черта коллекционного предмета, от простого.