В годы Великой Отечественной войны более 157 тысяч советских военных были казнены своими же. Причем под безжалостные колеса правосудия попадали не только солдаты, но и офицеры и даже генералы. Иногда это были полноценные суды с вынесением приговора, иногда военно-полевые трибуналы.
Нередко эти формальности и вовсе отбрасывали в сторону, расстреливая по законам военного времени «без суда и следствия» — показательно перед строем. Так в основном поступали с офицерами и генералами, чтобы показать, что если уж этот «высокий чин» не избежал расстрела, то и рядовых жалеть не будут.
А за что в Красной Армии могли расстрелять перед строем?
Трусость и потеря управления
Прежде чем в 1942 году появился знаменитый приказ за номером 227 «Ни шагу назад», в августе 1941 Ставка Верховного командования издала Приказ №270, вводивший ответственность командиров за дезертирство, сдачу в плен, оставление врагу оружия и потерю управления войсками. Наказанию за эти проступки подвергались не только сами военнослужащие, но и их семьи, которые подлежали аресту, как семьи изменников родины.
В первые годы войны по Приказу №270 было расстреляно немало командиров. Причем, высокопоставленных, не каких-то лейтенантов, капитанов или даже полковников. Так 11 сентября 1941 года перед строем были казнены виновные в отступлении и практическом разгроме войск 34-й Армии — генералы Гончаров В.С. и Качанов К.М. Месяцем позже за прорыв на Вяземском фронте, который так и назвали Вяземской катастрофой, расстрел чуть не заработал генерал-лейтенант И. С. Конев. За него тогда вступился Жуков.
Самоуправство
Суровые, но вынужденные, меры первых лет войны по мере продвижения Красной Армии на Запад становились все более редкими. Тем интереснее случай с майором Дурновым и полковником Гавилевским в апреле 1944 года. Первый, не имея связи со штабом и не обладая информацией о боевой обстановке отправился на командный пункт для доклада и получения новых указаний. В результате оставленный им батальон попал в окружение. Узнав об этом, полковник Гавилевский отдал приказ расстрелять Дурнова за трусость и паникерство.
В обстоятельства такого поступка подчиненного полковник вникать не стал. Приговор был приведен в исполнение. При том, то Дурнов был военным талантливым и смелым, награжденным орденами Красной Звезды, Красного Знамени и Суворова 3 степени. А вот высшее командование не поленилось и во всем разобралось. За самоуправство Гавилевский был снят с должности и отдан под трибунал, приговоривший его к расстрелу. Карма, можно сказать…
Мародерство и насилие
Чтобы там не рассказывали западине «историки» о двух миллионах изнасилованных немок, в Красной Армии довольно строго карались преступления против мирного населения. В феврале 1945 года был издан специальный приказ Сталина «О поведении на территории Германии». В нем под страхом расстрела строго запрещались грабежи, мародерство, насилие и изнасилование.
Конечно, без насилия не обходилось. Обозленные войной советские солдаты мстили за сожженные деревни, убитых и изнасилованных жен и сестер. Но наказание «по законам военного времени» следовало незамедлительно. Всего за насильственные действия против мирного населения только в 1945 и 1946 года было расстреляно до 4 000 советских военнослужащих. Особенно строго в этом отношении был уже упомянутый маршал Конев. Он очень просто решил проблему с насилием по отношению к немкам в Силезии, расстреляв перед строем сразу 40 солдат и офицеров. Больше ни одного подобного случая там зафиксировано не было.
Правда или нет, но по некоторым оценкам в Германии вскоре после победы родилось свыше десяти тысяч детей-полукровок. Впрочем, по свидетельствам очевидцев, оголодавшие немки вполне охотно сожительствовали с русскими солдатами и офицерами…